Вооружённые межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке в к. XX- н. XXI века

 

 Причины возникновения межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

  Число этнополитических и религиозных конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения. По данным Института мира в Осло за период с 1990 по 1999 г. в 80 странах мира зарегистрировано 118 вооружённых конфликтов. Из них только 10 являлись межгосударственными войнами. Крупным конфликт считается в том случае, если в результате вооруженного насилия погибло более 1 тыс. человек. Но главное заключается в том, что основными жертвами современных насильственных конфликтов становятся не вооружённые силы конфликтующих сторон, а мирное население, единственной виной которого часто является его этническая или конфессиональная принадлежность. Поэтому проблема международных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных.

  Существуют различные подходы к выявлению причин возникновения   межэтнических конфликтов:                                                                                                                                                                   - модернизация и интеллектуализация народов. Вследствие этого в престижных профессиях нарастает конкуренция между титульными национальностями и эмигрантами (русские ехали в республики СССР помогать, поэтому чувствовали себя выше, чем титульные народы);                                                                                                                                            - урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают новые потребности и способы их удовлетворения, что не совпадает с реальными возможностями таких обществ;                                                                                                                                                                  - этнические группы испытывают чувства глубокой отчуждённости и даже враждебности по отношению к тем общностям, которые, по их мнению, виноваты в отсутствии у первых необходимых средств развития и удовлетворения жизненно важных потребностей;                                                          Также можно выделить ряд постоянно действующих факторов, которые могут привести к возникновению религиозных конфликтов:

1. Поликонфессиональный характер государства.

2. Особенности государственного строительства. Существуют государства, образованные  без учёта исторически сложившихся общностей, в состав которых входят народности и территории, отличающиеся в этническом и религиозном отношении и сохраняющие определённую долю самостоятельности.

3. Дискриминация отдельных религиозных групп населения, проявляющаяся в социально-экономическом неравенстве, а также в преобладании в политической элите страны представителей определённой конфессии.

4. Экономическая, военная, идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне.

5. Вмешательство одних государств в дела других государств под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев.

6. Вмешательство политики в сферу религии. Влияние политики может привести к конфликтам среди сторонников одного и того же религиозного учения внутри представителей одной конфессии.                                                                                                             

 Межэтнические и межконфессиональные конфликты в современном мире в Африке.                                                                                                                                                          

Большинство стран Азии и Африки долгое время находились в колониальной или полуколониальной зависимости и обрели суверенитет около пятидесяти лет назад. Зачастую новые государства создавались метрополиями без учёта исторически сложившихся общностей (в том числе и религиозных), а границы проводились в зависимости от политической и военной конъюнктуры. В результате общности, исповедовавшие одну и ту же религию, оказались разобщёнными. Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для  межэтнических и межконфессиональ- ных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор.                                                                                 Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.                                                                                                                                                                 Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%).                                                      В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками. Жестокие столкновения часто парализуют - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии  Лагос.                                                                                                                                               В Эфиопии  в 1993 г. в результате 30-тилетней гражданской войны провинция Эритрея превратилась в самостоятельное государство, где основная религия - ислам, тогда как население Эфиопии исповедует христианство. Основные противоречия заключены в территориях, которые каждая из сторон считает своими.                                                                                                              Ливия. Полное отсутствие расовой толерантности - явление, типичное для  Ливии. В 2000 году, в местах компактного проживания чернокожих (в рабочих городках и лагерях при промышленных центрах) под расистскими лозунгами прошла серия массовых избиений и грабежей выходцев из Тропической Африки.                                                                            Демократическая Республика Конго против племенных вооруженных формирований и иностранных наемников. Центральное правительство пытается установить свою власть в отдаленных районах страны. Главные причины конфликта - этнические и социально-экономические.                     Нигерия - межэтнические и межрелигиозные столкновения начались с 1970 года. В северных провинциях Нигерии большинство составляют мусульмане, которые требуют введения в стране законов шариата. Кроме того, крайне активны различные племенные вооруженные группировки, которые пытаются поставить под контроль торговлю нефтью.                                                                             Уганда против "Армии Бога". "Армия Бога" - экстремистская мусульманская организация, которая претендует на власть в стране. Конфликт идет с 1986 года. В него вовлечен Судан (поддерживает "Армию Бога").                                   Власти Кот Д'Ивуар против вооруженных оппозиционеров. Конфликт начался в 2002 году и периодически прерывается переговорами и перемириями. Ныне он исчерпан, поскольку оппозиционеры вошли в состав правительства.                                                                                               Центрально-Африканская Республика против инсургентов. Нестабильность в этой стране сохраняется с 1979 года, когда в результате военного переворота был свергнут диктатор Бокасса. Очередная фаза конфликта началась в 2001 году, после очередного государственного переворота.                                   Чад против инсургентов. Ситуация в этой стране долгое время остается крайне нестабильной и запутанной. Различные племенные и властные группировки пытаются получить или защитить власть с помощью оружия.                                                       Зимбабве против оппозиции. Зимбабве, которая некогда была "хлебной корзиной" Африки, ныне является одной из наиболее бедных и плохо управляемых государств мира. Государство раздирают разнообразные противоречия: между диктатором Мугабе и его политическими противниками, между различными племенами, между чернокожими и белыми жителями страны и т.д. Кризис усугубился в последние годы.              

Африканский континент раздирают и конфликты на расовой почве между представителями "белой" (арабской) и "черной" Африки, вызванные  давними социально-экономическими и более глубокими межцивилизацион- ными противоречиями. Эти противоречия до сих пор остаются неразрешимой проблемой и являются одной из причин затяжной гражданской войны в Судане, они способствовали длительному внутриполитическому противостоянию в Чаде, не раз взрывали политическую стабильность в Мавритании. В Гвинее межрасовая напряженность всегда обострялась синхронно с экономическими неурядицами: торговую жизнь страны контролируют по большей части выходцы из ливанской и сирийской общин, и именно на них традиционно обрушивается гнев наиболее бедных слоев населения.                    

 Конфликты на Ближнем и Среднем Востоке.

   Ливан - уникальная страна по конфессиональному и национальному составу, в нем проживают более двадцати религиозных групп. Свыше половины населения составляют мусульмане (сунниты, шииты, друзы), около 25 % ливанских арабов - христиане-марониты.  На протяжении веков каждая этнорелигиозная община стремилась сохранить свой обособленный характер, при этом лояльность клану всегда ставилась выше верности государству. С 1943 г., когда Ливан стал независимой республикой, была введена система распределения высших должностей в зависимости от принадлежности к религиозной общине (президент республики - христианин, премьер-министр - мусульманин-суннит, а председатель парламента - мусульманин-шиит). Христиане-марониты, традиционно составляющие наиболее состоятельную часть ливанцев, благодаря такому распределению власти значительно укрепили свои позиции в стране, что не могло не вызывать недовольства у мусульманского населения.  В 1975-1976 гг., начавшиеся столкновения между мусульманами и христианами, переросли в кровопролитную гражданскую войну. Окончательное истощение сил мусульманской и маронитской коалиций побудило воюющие стороны заключить в 1989 г. Хартию национального согласия. Период относительного затишья закончился, когда в 2005 г. бывший премьер-министр Ливана Харири был убит. Прошла волна массовых выступлений, спровоцированных этим убийством. Новое прозападное правительство не смогло взять под свой контроль ситуацию в стране, и межконфессиональные противоречия вновь обострились. Шиитская проиранская группировка Хезболлах (ее лидер - шейх Насралла) контролировавшая южные районы Ливана, пограничные с Израилем, летом 2006 г. спровоцировала очередное израильское вторжение на территорию Ливана. Боевики Хезболлы оказали упорное сопротивление, и впервые за много лет военная акция Израиля не достигла своих конечных целей. Под давлением международного сообщества израильские войска покинули территорию Ливана, в южные районы страны были введены регулярные части ливанской армии и международные миротворческие силы, но внутриполитическая ситуация в Ливане, прежде всего в конфессиональной сфере, осталась крайне напряженной.                                                         Ирак.  В Ираке исторически господствовало арабское суннитское меньшинство, в то время как большая часть арабского населения была представлена шиитами; кроме того, на севере страны проживают курды. Такое положение сохранялось и в период правления Саддама Хуссейна. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к быстрому падению режима Саддама Хуссейна во время событий 2003 г., когда в страну вторглись американо-английские войска.Последние годы шииты играют все большую роль в политической жизни Ирака, они доминируют во вновь созданных органах власти, государственной безопасности и армии. Это, в свою очередь, вновь порождает конфликтную ситуацию внутри Ирака и провоцирует террористическую деятельность суннитских боевиков и террористов "Аль Каиды"..                                                                                            Израиль против террористических группировок ("Хамас", "Хезболла", "Палестинский Исламский Джихад" и др.). Конфликт Израиля с террористами, не желающими признавать факт существования еврейского государства, длится с 1975 года и имеет, в основном, территориальные и религиозные причины.                                                                                             Израиль против Сирии и Ливана. Последняя фаза этого длительного конфликта началась в 2001 году и была связана с активизацией военизированной организации "Хезболла", базирующейся в Ливане и поддерживаемой Сирией и Ираном. Конфликт идет за территории, контроль над источниками воды и по многим иным причинам, в том числе, религиозным.                                                                                                       Афганское правительство против "Талибана" и "Аль Каиды". Конфликт в Афганистане идет с 1978 года. Его причины многочисленны, в основном, они имеют этнический, религиозный и территориальный характер. После свержения режима "Талибана" и прихода к власти президента Хамида Карзая, его главными противниками стали "Талибан" и остатки "Аль-Каиды".   Иран и Турция против курдов. Конфликт тянется с 1961 года, курды, представляемые различными организациями - некоторые из них применяют террористические методы - добиваются независимости.

 

Инсургенты (лат. insurgentes, ед. ч. insurgens — «повстанцы») — вооруженные отряды гражданского населения, противостоящие властям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: