В духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

Иванова Юлия Васильевна,

педагог-организатор

МАОУДО «ГДТДиМ № 1»

г. Набережные Челны

 

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Многих ребят отличает эмоциональная и духовная незрелость. Не случайно проблема духовно-нравственного развития и воспитания нашла своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в России», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Пробудить интерес младших школьников к нравственному, духовному, прекрасному должны как школьные предметы, так и внеурочная воспитательная деятельность. Учреждения дополнительного образования могут создать наиболее благоприятные условия для воспитания духовных и нравственных начал у детей.

В отделе художественного воспитания Городского дворца творчества детей и молодежи воспитательная работа проводится на основе деятельностного подхода, который способствует становлению субъектности ребёнка и является по своей сути личностно-ориентированным. Мы придерживаемся идеи активного воспитания, поскольку нравственные ценности не могут быть привнесены кем-то извне, они – результат активной деятельности самого учащегося, и мы убеждены, что нравственные понятия должны быть выведены из всего имеющегося опыта ребёнка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с его живым наблюдением и личными впечатлениями. Именно на таких основах строится его внутренний мир, происходит освоение им духовного пространства жизни, постижение нравственного закона, который пробуждает нравственное чувство и совесть. С этой целью педагоги нашего отдела широко используют проектную технологию. Как показывает опыт, данная технология с успехом может быть использована и в работе с активом детей, с лидерами в ходе подготовки воспитательного мероприятия.

 Проектная деятельность содержит в себе большие возможности для духовно – нравственного развития школьников, так как создает активную среду самореализации в творческой деятельности, помогает решить не только образовательные, но и воспитательные задачи.

«Проект» буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

 

При реализации проектной деятельности создается конкретный продукт - проект, являющийся результатом совместных размышлений и общего труда его участников. Участники проекта самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах.

Существует большое количество форм презентации проектов: научный доклад, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, путешествие, реклама, пресс-конференция, театрализация, игры с залом, деловая игра, спортивная игра, спектакль.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Предлагаем вашему вниманию практический пример использования проектной технологии при проведении воспитательного мероприятия. В качестве главных участников выступает актив отдела художественного воспитания. Педагог-организатор собирает ребят и излагает перед ними задачу, которая была бы актуальна для детей младшего школьного возраста. В ходе мозгового штурма ребята определили проблему: современные дети больше времени проводят за компьютером, телевизором или занимаются приготовлением домашнего задания, а вот читать стали очень мало, что негативно сказывается и на кругозоре, и на общей культуре детей. Таким образом, родилась идея провести игровую программу «Чудеса в решете», в основу, которой будут положены произведения К.И.Чуковского.

В организационно-подготовительный этап проекта вошли следующие шаги:

поиск проблемы, определение конкретных задач, распределение ролей и заданий для подготовки данного мероприятия между воспитанниками; обозначение и распределение обязанностей между исполнителями проекта. Определили цели и задачи:

Цель: привлечь внимание детей к литературному чтению.

Задачи:

- способствовать формированию умения самостоятельно и обоснованно выбирать из ряда альтернативных вариантов нужный материал с последующей рефлексией;

- создать условия для проявления самостоятельности в решении проблем;

- способствовать приобщению обучающихся к творческой деятельности;

- способствовать развитию коммуникативных навыков.

Следующий этап проекта – технологический, где дети составляют сценарий мероприятия, подготавливают реквизит, продумывают костюмы, подбирают игры, творческие задания для младших школьников; распределяют роли. Проходят репетиции.

Заключительным этапом проекта является проведение игровой программы для школьников.

При этом на каждом этапе проекта проходит самоконтроль деятельности, рефлексия.

Функции руководителя проекта заключают следующее:

- создание мотивации участия в проекте;

- формирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с участниками); - ориентация участников на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта;

- организация участников на всех этапах проекта; опосредованный контроль (по необходимости – прямой) за ходом проекта;

- коррекция затруднений участников в процессе работы над проектом; оценивание (с позиции темы проекта и продвижения в общенаучном развитии).

Наряду с современными педагогическими технологиями, совершенствующими образовательный процесс в системе дополнительного образования детей, большая роль принадлежит технологии проектного обучения, помогающая педагогу выявлять, развивать и формировать у учащегося такие способности, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям современной жизни, путем освоения на занятиях в детском объединении социокультурного опыта. В процессе творчества дети учатся учиться, применять знания и умения в различных жизненных ситуациях, творить, видеть, искать, оценивать, планировать, общаться, помогать, сопереживать. Работа над проектами способствует духовному совершенствованию всех участников воспитательного процесса, формированию нравственных качеств и высоконравственной позиции детей, воспитанию у них благородных стремлений к добродетелям и желания быть полезными людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: