double arrow

УЧАЩИХСЯ  АНСАМБЛЯ ТАНЦА «РАДОСТЬ»


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

 

Стельмахович Юлия Валерьевна,

 педагог дополнительного образования

МАУДО «ГДТДиМ №1»

г. Набережные Челны

 

Для эффективного построения деятельности в коллективе, используя социально-педагогическую модель развития социально-коммуникативной компетентности подростков средствами хореографического искусства, необходимо отметить внешние и внутренние социально-культурные условия.

К внешним социально-культурным условиям относятся:

- культурно-досуговые учреждения, обеспечивающие учебно-творческий процесс в самодеятельном творческом коллективе;

- материально-техническая база, необходимая для осуществления учебно-творческого процесса;

- высококвалифицированные кадры, осуществляющие организованную социально-культурную деятельность самодеятельного хореографического коллектива [3, c. 191].

К внутренним социально-культурным условиям относятся:

- самодеятельный хореографический коллектив и его руководитель как совокупный социальный субъект педагогического учебно-творческого процесса; комплексный процесс, который направлен на развитие социально-коммуникативной компетентности подростков средствами хореографического искусства;




- реализация социально-культурной программы развития социально-коммуникативной компетентности подростков средствами хореографического искусства в условиях культурно-досугового учреждения;

- удовлетворение потребностей личности подростка в творческой самореализации; учет возрастных особенностей и уровня индивидуального развития подростков;

- организация систематической концертной и конкурсной деятельности самодеятельного хореографического коллектива.

Говоря о развитии личности молодого танцора, необходимо учитывать, что хореография сказывается весьма противоречиво на процессе его развития социально-коммуникативной компетентности. По мнению И. М. Андреевой, в творчестве (воплощение в танце) лицедействуя, человек как бы раздваивается, одновременно оставаясь самим собой и становясь другим. Он одновременно выходит на первый план, а второй – временно скрывается, но никогда не исчезает до конца, потому что это собственная душа танцора.

От возникающей здесь биополярности невозможно избавиться, так как иначе танцор перестанет быть танцором. В таких случаях в структуре личности пересекаются различные виды идентификации – идентификация с собой как человеком, так и идентификация с ролью в танце. Это обстоятельство не может не накладывать отпечатка на процесс развития социально-коммуникативной компетентности [4, c. 27].

Для молодого поколения, рассматриваемой социальной группы особенно характерно осознание своей индивидуальности. Как правило, ее приобщение к общечеловеческим ценностям осуществляется через выражение своей самобытности.



Оценивая танцевальную группу как институт внутренней социализации, развитии социально-коммуникативной компетентности его творческого коллектива, важно подчеркнуть, что этот процесс реализуется через освоение танцором предлагаемых ему ролей.

Работа актера над ролью, полагал Станиславский, должна пройти три стадии: период познавания, период переживания и период воплощения. В стадии познавания актер скрупулезно узнает все о своем персонаже, тем самым как бы приобретая общую с ним память и набор впечатлений. Стадия переживания (главная) – на этой стадии актер строит образ персонажа, исходя из собственных чувств. Именно чувства актера создают как внутренний, так и внешний образ актера.

При этом чтобы желания на сцене стали живыми, необходимо, чтобы они стали творческими желаниями и действиями самого актера, родственными его органической природе. «Словом, можно переживать только свои собственные, живые подлинные чувства». Этап воплощения связывает внутреннюю готовность танцора жить душевным миром персонажа с техникой внешней выразительности. Но танцор не растворен, не уничтожен в образе персонажа, ибо не забывает о себе.

Именно эти стадии освоения роли в танце представляют собой механизм развития социально-коммуникативной компетентности в хореографической группе.



Так как главной целью в хореографическом искусстве является гармоничное развитие личности, то главным принципом построения программы обучения, определяющий ее цель – развитие физических и духовных и качеств личности обучающихся.

В соответствии с художественно-эстетической направленностью, программа обучения танцу направлена на:

- духовно-нравственное развитие личности;

- знакомство обучающихся с новым направлением и стилями в современной хореографии;

- освоение основных умений и навыков в выбранном танцевальном направлении, для достижения профессиональных целей воспитанников;

- формирование потребности в целостном развитии своих физических и психических качеств;

- снятие психологического напряжения;

- раскрытие внутреннего «Я» у обучающихся посредствам танца;

- расширение границ двигательной активности обучающихся;

- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью;

- использование средств современной хореографии в организации здорового образа жизни;

- помощь в самоопределении и самоутверждении.

Одной из особенностей программы обучения хореографическому искусству являются занятия по контактной импровизации, которая ценится тем, что даёт возможность танцевать и импровизировать вместе с партнёром. Контактный танец – это своего рода «беседа», где каждое движение – «слово».

На физическом уровне танцоры двигаются в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тело, по мере понимания ощущений инерции, веса и баланса учится расслабляться, освобождаться от излишка мышечного напряжения и отказываться от некоторого количества намерений и волевых установок дли того, чтобы не противоречить естественному ходу вещей, находиться в "потоке", использовать то, что под рукой. Такие навыки как падение, перекатывание и нахождение вверх ногами исследуются телом и ведут его к пониманию своих естественных двигательных возможностей. Несложные и ясные дуэтные упражнения позволяют в паре исследовать и фокусировать внимание на специфических отношениях, с которыми приходится иметь дело в свободной импровизации - поддерживать и принимать вес другого тела, отдавать ему свой вес, прыгать на него, лежать и кататься по нему. Становится очень важным развивать в себе ловкость, чувства баланса, чтобы они могли работать в динамике, при физической дезориентации и гарантировать безопасность, полагаясь при этом на один только инстинкт самосохранения, выживания.

На психологическом уровне контактная импровизация может погрузить в мир духовного единства, установить гармонию и связь с самим собой, ощутить блаженство и невесомость, почувствовать себя птицей в свободном полете. Она повышает самооценку, уверенность в себе, развивает способность к принятию решений в нестандартных ситуациях. Контактный танец учит тело принимать решения в моменте, быть «здесь-и-сейчас», помогает достичь взаимопонимания с другими людьми, с партнером, способствовать достижению гармоничных и счастливых отношений. Танцуя вместе с кем-то, ощущая ритм движений партнера и тепло его тела, можно научиться лучше понимать свое окружение, выражать свои эмоции и переживания через движение.

Контактный танец и импровизация используется в танцевальной терапии, которая начала практиковаться на тренингах при различных психических и психологических расстройствах. Объединение контакта, терапии, и импровизации – это лечебная смесь, а движение – это целительная сила. Танец помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Можно с уверенностью утверждать, что в совокупности контактный танец поддерживает творческое сознание, спонтанность и развитие физических и психических особенностей подростков. Это гармоничное развитие личности как на физическом, так и на духовном уровне.

Еще одна особенность контактной импровизации – это помощь в социальной адаптации подростков, так как в основном это танец в паре. На занятиях развивается умение общаться и слушать партнера, помогает общению в коллективе. Обучающиеся становятся более увереннее в себе, быстрее адаптируются в новом коллективе.

Можно сделать вывод, что знание хореографической культуры России и зарубежных стран играет важнейшую роль в процессе формирования духовно-нравственной составляющей личности будущего специалиста в области культуры и искусства и представляет одну из форм межкультурной коммуникации.

В совместном творческом процессе участников, где каждый полностью включен в него и ориентирован на партнера, достигаются хорошие результаты в чувствовании и в понимании друг друга. Кроме того, взаимодоверие и взаимоподдержка становятся неотъемлемой частью таких занятий, что помогает развить коммуникативные компетентности, то есть умение общаться, адекватно оценивать свои поступки в ситуации общения, чутко относиться к творчеству сверстников, корректировать отношения в коллективе.

Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что занятия хореографией помогают не только улучшению творческого процесса, но и развитию навыков необходимых в дальнейшей жизни: обучающиеся начинают лучше понимать себя и других, правильно выстраивать межличностные отношения, работать в команде, не бояться принимать решения в ответственный момент, адаптироваться в любых жизненных ситуациях.

 

Список литературы

 

1. Василик М. А., Вершинин М. С., Павлов В. А. Основы теории коммуникации: Учебник/М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов. — М.: Гардарики, 2013.- 615 с.

2. Гаврилина Л. Язык танца // Танцевальный Клондайк.- 2010.- № 1 (104).-С. 8-9.

3. Каримов М. А. Творческое саморазвитие участников самодеятельного народного танцевального коллектива: монография/М. А. Каримов. — Уфа.: РИЦ БашГУ, 2013. — 213 с.

4. Миронова, Е.Л. Требования к педагогу-хореографу при организации художественно-проектной деятельности / Е.Л. Миронова // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А. Некрасова. – 2009. – № 4. – С. 27 – 31. (Реестр ВАК).

 

 







Сейчас читают про: