Реформы в сфере образования и печати

Реформы управления, суда, армии подготовили изменения в си системе образования. В 1864 г, был издан «Устав гимназий и «Положение о народных училищах» регламентирующие начальное и среднее образование. Согласно «Уставу гимназий» было введено всесословное образование. Школами занималось министерство образования, церковно- приходские школы подчинялись - Синоду. Гимназии были классическими и реальными.. В гимназиях обучались 7 лет. Обучение в гимназиях было платным.   В это время появились женские училища министерства народного образования. С 1863 г., в соответствии с новым университетским уставом университеты получили внутреннюю автономию имели право самостоятельно решать некоторые вопросы: право избирать ректора, проректора, деканов, решать финансовые, научные, учебные вопросы.

Реформа печати. 1865 Г. – «Временные правила о печати»  отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий- книг и центральных периодических изданий. Новые правила не распространялась на провинциальную печать и массовую литературу для народа.

Значение реформ.

-предполагали развитие местного самоуправления, приглашения представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов. 

-способствовали быстрому развитию страны, они привели к серьезным изменениям в политической надстройке.

Министр внутренних дел М. Лорис-Меликов предложил царю план создания комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, «указанных высочайшей волей царя». Законопроекты рассматривались Государственным Советом при участии представителей общественных организаций. Этот план получил название Конституции Лорис-Меликова.   Всего на Александра 2 было организовано 7 покушений. Император не успел утвердить проект,  1 марта 1881 г., император был убит народовольцами, не успев завершить свои преобразования.  

Новый император Александр 3 оправил Лорис-Меликова в отставку и сал проводить политику контрреформ.

Контрреформы   80- 90-х гг. XIX в.- мероприятия, проводимые Александром ІІІ(1881- 1894 гг.).   и направленные на ограничение и пересмотр реформ Контрреформы,т. е. мероприятия, направленные на ограничение и сворачивание реформ, были проведены в социальной и культурной сферах.

 Он вошел в историю «как царь- миротворец»- поскольку был противником разрешения международных проблем с помощью ведения военных действий.

Его основные цели:

- укрепить существующий строй  (самодержавие);

- подчинить местные автономные органы суда и управления правительству;

- усиления контроля над проявлением независимой общественной мысли;

- насадить православие и русифицировать окраины России.

Его поддержали наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели.

В апреле 1881 г. был издан манифест «О незыблемости самодержавия». В августе 1881 г., вышло распоряжение «О мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия». Документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране». Усилил полицейские меры по наведению порядка в стране. Этот документ давал право правительству вводить чрезвычайное положение и военные суды, власть могла без суда и следствия высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, торгово-промышленные заведения. В стране появились охранные отделения, которые боролись с революционной крамолой и наводили порядок в стране. Такое чрезвычайное положение существовало до 1917 г.

В 1882 г. высшей инстанцией становилось совещание трех министров: просвещения, внутренних дел, юстиции, обер-прокурора священного Синода). Они получили право закрывать провинившееся по мнению властей издание.

При Александре 3 появилось рабочее законодательство. Закон 1882 – запрещал труд детей в возрасте до 12 лет. Для 12- 15 летних рабочий день ограничился 8 часами. В 1886. закон ограничивал   размер штрафов и ввел расчетные книжки с условиями найма рабочих. Но этот же закон категорически запрещал стачки (стачка- коллективный отказ от работы). Таким образом, экономические реформы продолжались, но в социально- политической сфере император сохраняет основы самодержавия. Начиная с 1883 г ПРАВИТЕЛЬСВЬВО Александра 3 проводит открытый реакционный курс.

    Укреплению крестьянских хозяйств и сохранению патриархальных устоев способствовал принятый в 1893 г. устав о неотчуждаемости крестьянской надельной земли», согласно которому передел крестьянской удельной земли должен происходить не чаще одного раза в 12 дет. Закрепление участка на длительный срок давало возможность его лучше эксплуатировать, заботиться о плодородии почвы. 

Изменение в системе местного управления.

«Положения о земских участковых начальниках» (1889).

Сельская крестьянская администрация с 1889 г., была подчинена земским начальникам. Земские начальники избирались со среды дворян.  Выборность мировых судей отменялась. Упразднялась должность мирового посредника. Административная и судебная власть переходила  земским начальникам (контроль над крестьянским самоуправлением, забота о хозяйственном благоустройстве, контроль нд общественным порядком).. Избирались из помещиков.  Ограничивали крестьянское самоуправление.

1892 г. вышел новый документ «Городское положение»- укрепил роль дворян и крупной буржуазии в городских думах, расширил вмешательство правительства в городское самоуправление.

Изменения в сфере образования и печати.

Правительство стремилось подчинить среднюю школу контролю со стороны правительства и Синода.

В 1884 г., новый университетский устав ликвидировал автономию вузов. Был усилен полицейский надзор за студентами и повышена плата за обучение. Из вузов были уволены прогрессивные профессора, профессора стали назначаться правительством, а не избираться коллегией, выпускные экзамены должны были принимать не университетская коллегия, а правительственная комиссия..    

В  1887 г. появился циркуляр «О кухаркиных детях» он не допускал принятие в гимназию детей лакеев, прачек, мелких лавочников и др.

 Итоги внутренней политики 80-х – первой половины 90-х гг.

Во внутренней политике проявились и реакционные и прогрессивные тенденции.

       Вывод: В целом в 60-х - первой половине 90- тех гг. XIX в. в результате реформ было укреплено государство и достигнута некоторая стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали  симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: