Сольфеджио. Тема: Отклонение, модуляция в тональности первой степени родства.
Музыкальное произведение пишется в определенной тональности, она называется главной. Наряду с главной в произведении обычно встречаются и другие тональности, они называются побочными. Все мажорные и минорные тональности образуют группы родственных тональностей.
Тональностями первой степени родства называются тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данного натурального или гармонического мажора или минора. Каждая тональность имеет 6 диатонически родственных тональностей. Тональности S и D и их параллели отличаются от основной одним знаком (S – в сторону бемолей, D – в сторону диезов). Гармонические S и D отличаются 4 знаками.
Отклонение – смена тональности внутри построения, без закрепления в новой тональности, с возвращением в исходную. В отклонениях мы уходим в новую тональность на короткое время. Отклонение осуществляется при помощи побочных доминант и субдоминант. Побочные D и S – это аккорды новой тональности.
|
|
Чаще всего отклонения происходят через: D6/5, D4/3, D2, VII7 новой тональности. Отклонение обозначается стрелочкой: D6/5 → S5/3.
Модуляция – переход из одной тональности в другую и закрепление в ней.
Модуляционными признаками являются ключевые знаки – нижний вводный тон (VII ст.) к новой тональности и верхний вводный тон к квинте D (VI ст.) новой тональности.
Модуляции бывают постепенные и неожиданные. Модуляция-сопоставление – это неожиданный переход в новую тональность, без предварительной подготовки. Обычно на грани построений, разделов, частей.
Постепенная модуляция – плавная, с подготовкой. Звучит мягко, естественно. Часто это модуляции в родственные тональности.
В модуляции выделяется 4 этапа: 1. Показ данной тональности. 2. Выбор общего аккорда (аккорд, подходящий и данной, и новой тональности – посредствующий аккорд). 3. выбор модулирующего аккорда – аккорд, принадлежащий только новой тональности. 4. Закрепление новой тональности. Общими аккордами в тональностях с разницей в 1 ключевой знак являются тоники этих тональностей и их параллели.
Ссылка:https://yandex.ru/video/preview?filmId=323256853029349420&text=период%20отклонения%20модуляции%20в%20родственные%20тональности%20видео%20сольфеджио&path=wizard&parent-reqid=1587155642629383-548614899216503940800122-production-app-host-vla-web-yp-209&redircnt=1587155665.1
Повторить:
Родственные тональности – это тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического видов.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Мажору родственны:
-параллельная тональность;
|
|
-тональность доминанты;
-тональность параллельная доминанте;
-тональность субдоминанты;
-тональность параллельная субдоминанте;
-тональность минорной субдоминанты(из-за понижения 6 ступени).
Минору родственны:
-параллельная тональность;
-тональность доминанты;
-тональность параллельная доминанте;
-тональность субдоминанты;
-тональность параллельная субдоминанте;
-тональность мажорной доминанты(из-за повышения 7 ступени).
Ссылка: https://yandex.ru/video/search?text=тональности%20первой%20степени%20родства%20видео%20сольфеджио&path=wizard&parent-reqid=1586034136677121-1454511123291260647500156-production-app-host-man-web-yp-299&filmId=18027988198312491900
Д/З: Выучить тему «Отклонение, модуляция в тональности 1 степени родства,записать в тетрадь для правил основные термины. Повторить родственные тональности.
Калинина р/т: с.26 №21(а,в).
Муз. литература. Тема: И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».
Д/З: прочитать краткое содержание балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».
Ссылка: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/petrushka
Подготовить рефераты по биографии и творчеству композиторов к экзамену.
Кл.(общер.4г. выпуск.)21.04.2020г.
Сольфеджио. Тема: Контрольная работа. Прислать фото выполненной работы до 26 апреля.
Подписать (пример): контрольная работа по сольфеджио учащейся 4 класса ДООП вокального отделения Ивановой Марии.
Задания:
1.Написать 3 вида ми-минора.
2.В ми-миноре построить Т53, S53, D53 с обращением.
3.Построить и обратить интервалы от ноты «ре», подписать обращения:
м.2,б.3,ч.5,б.6,ч.1.
4.Построить 6 аккордов от «ре»: Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, определить и подписать тональность.
Слушание муз. Зачет.
Прислать рефераты (в электронном виде) по биографии и творчеству композитора.
Литература по сольфеджио: Теория музыки для ДШИ в правилах 1-7 кл. (Базарова, Фридкин или любой автор).Учебник гармонии(6,7 классы).
Муз. литература: учебники по зарубежной, русской и отечественной музыкальной литературе.
Класс (общеразвив 4 года)
Дата урока: 20.04.2020 (9:00)
Сольфеджио. Выполнить до 27.04.2020.
Тема: Размер ¾.
В трех четвертях, как и в четырех четвертях, единицей размера по-прежнему остается четвертная нота (нижняя цифра 4 указывает на то, что мы имеем дело с четвертными нотами). Характерная особенность размера три четверти состоит в том, что теперь в каждом такте содержатся только три (а не четыре) четвертные ноты.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Dwx6xSGpiB4&list=RDCMUCHEw5MmAsmRdRzlWgv0VtWQ&index=1
Д/З: Калинина стр.18 №28
Класс (предпроф 8 лет)
Дата урока: 20.04.2020(12:00) / 20.04.2020 (13:35) / 25.04.2020 (10:05)
Сольфеджио. Выполнить до 27.04.2020
Тема: Повторение.
Полутон- ближайшее расстояние между двумя звуками. Тон- 2 полутона. Тон и полутон могут строиться вверх или вниз.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=On5LgKrwfmI
Д/З: Калинина стр.28 №12,13
Слушание музыки.
Тема: Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов.
Источник: https://vk.com/music_911
Д/З. Послушать сказку «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» из источника. Нарисовать иллюстрацию к музыке.
Класс (предпроф 5 лет)