Технологическая карта урока

реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)

в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)

Предмет: ( Родная) литература

Класс: 9 класс

Автор: Фадеева Наталья Владимировна преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «ЭМТТ»

Тема урока: «Мотив расплаты в жизни человека» по рассказу «Молния» А. И. Солженицына.

Тип урока: Урок художественного восприятия текста с применением ТКМЧП

Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содержанию изучаемого текста;

                  2) оформление наблюдений в форме «двойного дневника» в ходе восприятия текста;

                  3) подготовка в форме индивидуальной или групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.

Материалы к уроку: текст миниатюры «Молния»; таблица «Двойной дневник»; видеоматериал (для стадии «Вызова»).

Фундаментальные образовательные объекты: 1) эпическое произведение малой формы; 2) главные объекты в исследуемой миниатюре.

Главная проблема урока: формирование навыков распознания в тексте скрытого сравнения (развернутой метафоры).

Ход урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Этап I. Стадия вызова.

Слово учителя:

-Добрый день! Сегодня тему нашего урока литературы вы сформулируете сами, но в конце урока. Человека всегда размышлял над картинами мира, его интересует окружающий мир, физические явления, которые его окружают. Так, например, радуга (слайд №1- радуга).

- Она так рад-ует, восхищает, заставляет улыбаться, навевает хорошее настроение…

Или такое природное явление, как молния, которая напротив, страшит, предупреждает, внушает опасность и т.д. (молния)

- Такие явления могут быть описаны как физические в энциклопедиях, в научном тексте, а могут быть описаны в художественном. Эти описания будут отличаться? ( конечно ).

- Задача ученого какова? ( доказать почему, из-за чего возникает то или иное физическое явление ), а задача художника? (его задача мыслить образами, картинами)(слайд – значение молнии)

- У научного текста всегда одно толкование, правда? А в художественном тексте? (в худ.тексте всегда есть глубинный смысл).

- Вот, например, описание молнии.

А.И. Солженицын написал об этом явлении художественное произведение, очень короткое, просто крохотное, цикл таких рассказов он так и назвал «Крохотки», только совсем не крохотный смысл содержат они.

- Давайте искать с вами второй глубинный смысл. В этом нам поможет «двойной дневник»,куда мы будем записывать все наши мысли и комментарии. (Раздается текст и «двойной дневник»).

 

Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.

 

 

УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)

 

Учащиеся представляют свои версии ответа.

 

 

УУД: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Создать ситуацию диалога

 

УУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение

Этап II. Осмысление

-  Мы будем читать текст медленно, делая остановки.

(Работа с текстом).

- А Вам кому-то приходилось видеть, как молния раскалывает деревья? Это страшно?

- Посмотрите, как мы работаем с «двойным дневником» (слайд №4 – «двойной дневник»).

- Выписываем пример из текста, а затем свои наблюдения.

- Как много света разлито здесь.

- Какое слово… не обычный удар, а ударище, сколько мощи в нем…сколько вопросов…кому же они задаются?...

- Как тревожно звучит эта фраза, как будто бы рассматривается место преступления.

- хм, странно, а разве в природе бывает за что-то?...и еще ведь молния вдруг сама избрала….Нас в детстве всегда учили, не вставай под самое высокое дерево…Снова вопросительная интонация….Размышляйте над текстом.

- Это ведь о дереве сказано: «живое и в себе уверенное нутро». У дерева – нутро? Да еще какое? Так скорее бывает с кем-то, а не с чем-то…

- Вопросы, не имеющие ответа. Он и сам не знает…

- Что здесь остановило ваш взгляд? Соседки? И кого называют соседками?..а вообще-то соседки – это…

- А вот слово плаха никак вас не насторожило? Ведь обычно скол дерева называют плашкой, а здесь так высоко, тревожно (пауза). Может быть писатель здесь подает какой-то знак, чтобы мы задумались. Какие ассоциации вызывает это слово? Прокомментируйте.

- Еще подержалась денек, т. е. не один день он приходил. Снова вопросы…

- Какие тут образы возникают в вашем сознании (дружливый развилок, одной сестры)? И это же все сказано о деревьях?! Подумайте!

- Вот видите, какая картина природного явления нарисована писателем. Как вы думаете, ради обычной пейзажной зарисовки писатель взялся за перо? (не только о природном явлении)

- Посмотрите в свой дневник. Какие наблюдения помогут вам ответить на этот вопрос?

- Как бы мы с вами закончили это маленькое повествование? Какой здесь напрашивается вывод? Т.О. автор говорит только о природе? (так бывает и в человеческой жизни, когда? За что-то?)

 - Откроем и посмотрим, как большой художник слова сказал.

- Здесь не может не удивить это слово мастера кара-совесть. Самое главное слово. Как емко объединил эти слова кара и совесть. Как вы поняли это? (человек сам про себя много знает и по своим законам себя судит).

Прослушивают рассказ, следя по тексту.

 

УУД: действие смыслообразования.

 

Учебная дискуссия

 

УУД: поиск и выделение необходимой информации

 

 

Ученики читают рассказ, заполняют таблицу, аргументируя свои ответы примерами из текста.

 

УУД: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

 

 

Учебная дискуссия

 

УУД: поиск и выделение необходимой информации

 

 

Учебная дискуссия.

 

 

 Ученики работают в коллективе.

Ученики зачитывают свои варианты.

 

УУД: формирование обобщающих выводов по материалу.

 

Учащиеся высказывают предположения.

 

 

УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем

УУД: оценивание выступления товарища

Монологические высказывания.

 

УУД: прогнозирование,

Коррекция.

 

Монологические высказывания

 

УУД: прогнозирование, коррекция

Этап III. Рефлексия

- Какой глубокий смысл этого крохотного рассказа. Автор увидел молнию и сопоставил ее с жизнью человека. Таким образом, автор скрыто сравнивает, а скрытое сравнение – это…?

- Мне хотелось бы увидеть, как Вы это поняли.

(Слайд с техникой синквейна на экран).

- Передайте настроение, идею этого рассказа через синквейн, стихотворение из пяти строк. Вы можете объединиться в пары или группы, чтобы помочь друг другу. Запишите его в дневник.

- Т. о. мы сегодня размышляли вместе с Солженицыным, не о природном явлении, как нам казалось, а о чем? ( о наказании, о каре, о возмездии за проступки).

 Это можно сформулировать как тема или мотив…» Мотив расплаты в жизни человека» по рассказу А. И. Солженицына «Молния».

- Благодарю вас за работу, за творческий поиск истины!

 

Творческая работа.

 

 

Ученики зачитывают несколько стихотворений.

 

УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)

 

 

 

Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем

УУД: оценивание выступления товарища

 

 

УУД: умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово

 

Контроль работы учащихся

               

Состоялся урок в рамках ФГОС с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На уроке осуществлялся деятельностный подход, приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей, что является необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.

    В ходе урока были приняты две  основные формы обучения:

1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

2. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

 

Методы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репро­дуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познаватель­ной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: