Проблема нравственного выбора человека на примере главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова

В хуторе Татарском как в капле воды отразилось волнение, сотрясавшее русскую землю в годы гражданской войны и революции. При создании романа Шолохов стремился найти художественное выражение исторической правды. В поисках этой правды и совершают суровый жизненный путь его герои.

Главный герой романа «Тихий Дон» – Григорий Мелехов – фигура столь же выразительная, сколь и противоречивая. Частная жизнь этого героя и есть сама история. Так, его жизнь – метания между несколькими правдами, переходы из красного лагеря к белым и обратно – повторяет метания Донского казачества, являясь частью живой истории. Даже его личное чувство – любовь к замужней Аксинье – выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали.

«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» – две основные добродетели, отличающие воина и земледельца, издавна живущего на Донской земле. Эти родовые черты казачества ярко воплотились в образе Григория Мелехова. Основу его характера составляет независимость в поступках и поисках истины. Бунтарство героя проявляется уже в ранней молодости, когда он во имя любви к Аксинье идет на разрыв с семьей. В казачьей среде, основанной на безоговорочном повиновении детей родителям, это можно считать случаем из ряда вон выходящим. В казачьих семьях глава семьи для своих детей был не только отцом, но и воинским начальником. Поэтому непослушание отцу, а тем более открытый разрыв с семьей воспринимался как бунтарский акт. Поступок же Григория воспринимался как преступление еще и потому, что он был совершен ради женщины.

Тяжелый гнев отца, презрение хуторян обрушились на Григория, но он смог это перенести. С той же отвагой, с какой он смог перепрыгнуть через плетень, чтобы защитить Аксинью от побоев ее мужа, он рвет отношения с семьей и налегке уходит с Аксиньей из хутора в имение к пану Листницкому. В эту раннюю пору жизни, когда у него еще все впереди, он свято верит, что только от самого человека зависит, сможет ли он найти путь к счастью. Но война, неожиданно ворвавшаяся на Донскую землю, заставила его пересмотреть свои убеждения и взглянуть на мир по-новому, познать чужой, незнакомый мир, которым правят иные законы.

Уходя в армию, Григорий при осмотре казацкой формы шероховатыми пальцами «слегка прикоснулся к белым сахарным пальцам пристава», и тот отдернул руку, брезгливо морщась, одел перчатку». И в армии, «глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и красиво подогнанных мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену...» И чем чаще сталкивался герой с чужим миром, тем острее ощущал свое враждебное отношение к нему.

Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Первая мировая война оторвала казаков от родной земли, внесла разлад в эту веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. Но если воевать – дело для казаков привычное, то революция внесла в их ряды сомнения.

В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы. Казаки невольно оказались участниками переломных событий эпохи, перед каждым из них встала необходимость определить свое место в новой жизни, найти свою правду. На примере Григория Мелехова автор показал величайший социальный сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации.

Григорий Мелехов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется: прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего, избавление казаков от всех опекунов... Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся». Но после встречи с другим героем романа Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому-то берегу. После ранения под станицей Глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».

Не нашел своего места Мелехов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым. Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг приятели, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания. А на следующий день пленных казаков ставят к стене... Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую участь.

Григорий все время оказывается перед необходимостью выбора. Он мечется, ищет, ошибается. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические события того времени, обнажают борьбу разноречивых чувств в душе героя. Переломные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни и историческую правду бытия. Правда, существующая для всех, или «у каждого своя правда, своя борозда», – этот вопрос мучительно и неотступно преследует героя. Ошибки представителей советской власти на Дону, о которых рассказывает Шолохов в шестой книге романа, осложняли судьбу Мелехова и судьбу донского казачества в целом.

И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становились побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Достаточно вспомнить сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

Восстание повстанцев было разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелеховым переворот – он вступает в ряды Красной Армии, в конницу Буденного. На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию и в личной жизни: неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей. Характер героя раскрывается во всей полноте чувств и во всем разнообразии обстоятельств. Драматическая судьба в душе Григория и душевная успокоенность, которую он испытал в поле за плугом; не изменившееся за трудное и горькое время чувство к Аксинье, его безразличие, а затем любовь к Наталье, матери его детей; отцовская привязанность к детям – все это открывает новые черты в характере главного героя романа, создает образ, покоряющий правдой.

С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Но как бы ни был велик трагизм происходящего, последняя символическая картина встречи Григория с сыном вселяет надежду на то, что на Донской земле воцарится порядок: а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда осевшие на лето стрепета».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: