Квалификация выпускника

Институт химии и ЭНЕРГЕТИКИ

(институт)

 

Кафедра «Химическая технология и ресурсосбережение»

Учебно-методическое пособие  

Производственная практика (Научно-исследовательская работа)

Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии

 (код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВО)

 

Рациональное природопользование, рециклинг и утилизация отходов

 (направленность (профиль)

 

 

Квалификация выпускника

__________________________       Бакалавр __________________                     

 

 

Форма обучения: очная

 

Составитель: Авдякова О.С., доцент, к.т.н.

 

 

Тольятти 2020


1. Характеристика и содержание практики

 

    Практика обучающего университета является обязательной составной частью основной образовательной программы высшего образования. Практика – вид учебной работы, направленной на развитие практических навыков и умений, а также формирования компетенций обучающих в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

    Учебный план бакалавриата по коду 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии предусматривает проведение практики  в шестом семестре летом после экзаменационной сессии.

Индекс Наименование практики Семестр З.е. Академиче-ские часы
Б2.В.03(П) Производственная практика (научно-исследовательская работа) 6 6 216

 

Целью научно-исследовательской работы студентов является формирование у выпускника способности и готовности к выполнению профессиональных функций в научно-исследовательской и инновационной деятельности.

 

Задачи:

 

1. Получить практические навыки обоснования актуальности, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разработки плана и программы проведения научного исследования.

2. Получить практические навыки обобщения и критического анализа результатов, полученных отечественными и зарубежными учеными, выявления и формулирования актуальных научных проблем.

3.  Получение опыта анализа соответствия технологических процессов, системы контроля качества в целом и методов оценки качества работ, в том числе и по нормативным документам.

4. Получение опыта проведения самостоятельного исследования.

 

Способ проведения практики: стационарная, выездная.

        

     Форма проведения практики: распределенная.

 

 Руководитель производственной практики: научно-исследовательская работа назначается из числа преподавателей кафедры. Тема научно-исследовательской работы (НИР) проводимой в разрезе производственной практики может быть предложена как руководителем, так и выбрана студентом самостоятельно. При этом тема должна быть связана с темой будущей выпускной работы. Основой для научно-исследовательской работы могут служить материалы, собранные во время производственной практики на предприятиях. При необходимости студент направляется на предприятие для сбора недостающих исходных данных.

Руководитель  осуществляет общие организационные мероприятия, а  также текущий контроль за ходом проведения научно-исследовательской работы.

Если студент проходит практику в химических лабораториях, он самостоятельно изучает и осваивает методы контроля, научно-исследовательские технологии и лабораторное оборудование, приборы, которые планирует задействовать при проведении экспериментов. Студент ставит эксперименты по выбранному направлению исследований и проводит обработку результатов эксперимента и анализирует полученные результаты экспериментов.

    Если студент разрабатывает тему по другим технологическим объектам химических предприятий, он анализирует историю и перспективу модернизации оборудования и совершенствования технологического процесса.

Студент проводит поиск методической, нормативной, патентной и другой научно-технической информации по научным журналам, базам данных и другим источникам по выбранному направлению исследований.

     Студент обобщает и систематизирует методические, нормативные и другие научные материалы.

 Основные этапы практики:

№ п/п Разделы (этапы) практики
1 Подготовительный этап Планирование НИР: ¾выбор темы исследования; ¾ознакомление с тематикой научно-исследовательских работ в данной сфере.
2 Основной этап 1. Непосредственное выполнение научно-исследовательской работы: ¾ обоснование актуальности выбранной темы; ¾ проведение литературного и патентного поиска; ¾ дать характеристику современного состояния изучаемой проблемы; ¾ осуществить сбор необходимых технических документов; ¾ сформулировать предложение по оптимизации; ¾ подобрать методику проведения экспериментального исследования; ¾ провести экспериментальные работы; ¾ интерпретировать результаты; ¾ сформулировать выводы. 2. Составление отчета о научно-исследовательской работе.
3 Заключительный этап ¾ оформление отчета: техническое оформление отчета с титульным листом и заданиями по практике. ¾ сбор подписи руководителя и печати. ¾ подготовка к защите.

 

 Содержание отчета по практике

 

В отчете по практике можно отразить:

1. Анализ современного состояния проблемы исследования.

2. Принципиальную технологическую схему и ее описание с точки зрения образования газовых выбросов, сточных вод или отходов;

3. Описание недостатков технологической схемы или оборудования с позиции ресурсосбережения.

4. Патентный поиск.

5. Предлагаемое техническое/технологическое решение.

6. Экспериментальные исследования

7. Результаты опытных испытаний

        

    Примерные  варианты заданий по практике  даны в Приложении 1.

 

2. Места проведения (базы) практик

Научно-исследовательская работа проводится:

· на химических предприятиях, предприятиях, связанных с переработкой отходов, фирмах и коммерческих структурах, ведущих деятельность в области ресурсосбережения.

· в лабораториях Института химии и энергетики.

· по индивидуальному плану.

Места проведения практики на предприятиях: ПАО «КуйбышевАзот»; ООО «СИБУР ТОЛЬЯТТИ»; ООО «ЭкоВоз»; ПАО «Тольяттиазот», ООО «Средневолжская Химическая Компания», ООО «АВК», АО «Самаранефтегаз», ООО «ОЗОН», ООО «ЭкоРесурсПоволжье» и др.

 

3. Вопросы к промежуточной аттестации

№ п/п Вопросы
1. Как проводится литерный обзор?
2. Актуальность выбранной темы.
3. Как проводился патентный поиск?
4. Современное состояние проблемы.
5. Какие были изучены теоретические исследования ученых отечественных и зарубежных по выбранной теме исследования?
6. Назовите цель и задачи исследования.
7. Представить историю развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении
8. Каким образом проводилось сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами?
9. Из каких разделов состоит патентный отчет?
10. Какими программными продуктами Вы пользовались?
11. Какой использован методологический аппарат в исследование?
12. Определите объект и предмет исследования.
13. Интерпретируйте результаты исследования.
14. Какими методиками Вы пользовались при проведении экспериментальной части.
15. Какая приборная база использовалась.
16. Обоснуйте предлагаемое техническое решение с позиции ресурсосбережения.
17. Использовались ли методы математического моделирования?
18. Какие технические материалы анализировались в работе?
19. Чем определяется достоверность полученных экспериментальных данных?
20. Практическая значимость исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: