История создания повести «Судьба человека»

В 1946 году во время охоты М.А. Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком, который рассказал ему историю своей жизни, приняв его за шофера. Шолохов долго работал над рассказом и только в 1956 году он был напечатан в газете «Правда». Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

Работа над содержанием рассказа, выразительное чтение отдельных эпизодов, эвристическая беседа.

Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался? Каким показался язык произведения? Каков стиль произведения? (Автор пользуется особым композиционным приемом – рассказ в рассказе (кольцевая композиция), чтобы выразить свои мысли и чувства. Рассказ ведется не от лица главного героя, в начале и конце рассказа присутствует сам автор).

Как вы думаете, почему рассказ М.А. Шолохова назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» или «Жизнь Андрея Соколова»?

(«Человека» – это коллективный портрет, а не портрет одного героя, более того, это означает портрет любого, а, может, и целого поколения. Слово «человек» по Горькому: «Все для человека и все от человека и добро и зло, существует только человек». Он способен все вынести, всех победить. Существует ли предел человеческим возможностям?)

Где происходят события? (На Верхнем Дону). Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий). Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны).

Какие основные события можно отнести к довоенному периоду? (Семья, Ирина, работа, дом). К периоду войны? (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация) К послевоенному? (пустота (воронка от дома), Ванюшка).

Определите, где кульминация произведения? (Сцена усыновления Ванюшки)

Видео «Сцена «Папка!..»

В чем смысл такой кульминации?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. Любовью. Добротой. Человеческим достоинством.

ВЫВОД: Жизнеутверждающий мотив. Основная идейная нагрузка рассказа: через судьбу, характер одного человека, показать силу характера целого народа с его силой духа, жаждой жизни.

 

Что помогло Андрею Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (Духовность). «У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…». Андрей Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.

В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира).

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли).

А о чем говорит тот момент, когда герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям).

Что помогло пережить, вынести все это? («На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения).

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный. Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему? (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами узнали еще об одном из писателей – лауреате Нобелевской премии, М.А. Шолохове. Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Хотелось бы Вам познакомиться с другими его произведениями?

Информация о домашнем задании.

Дочитать рассказ до конца. Составить сравнительную характеристику Андрея Соколова и Ванюши.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: