Просвещенное самовладство». С. Полоцкий, Ю. Крижанич

 Во второй половине XVII в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, которые получили свое выражение в политических учениях о просвещенной абсолютной монархии.

С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Симеон Полоцкий (1629—1680), одно время бывший учителем царских детей и придворным поэтом. Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в нем отражение небесных порядков на земле. Каждый обязан выполнять свой долг, определенный судьбой. Однако «начальники» должны заботиться о «подначальных» и не доводить их до «скудости».

Главным для него был вопрос о власти, формах ее организации и деятельности. Симеон первым в отечественной политико-правовой мысли дал теоретическое обоснование просвещенной монархии. С этой целью он выводит формулу «царь-солнце», к тому же Царь и бог у него фактически равные величины. В дополнение к этому Симеон рисует образ царя как человека, образованного и громящегося к самосовершенствованию путем чтения книг и бесед с «премудрыми людьми», изучению истории других народов.

Главное отличие царя от тирана в том, что если царь «подданным прибытков желает», то тиран «паче прижитий хоче себе. О гражданстей ни мало печали потребе».

Просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах, и исключений нет ни для кого: «ни для самого царя, ни для его сына. Все люди обязаны бояться закона».

Полоцкий выступает за недопустимость жестких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, быть равным для всех («равно судити мала и велика»), невзирая на лица, а судебные учреждения единообразны. Внешнеполитическая ориентация Симеона — мирное разрешение внешнеполитических конфликтов.

Идеи просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого свое продолжение и развитие получили у Юрия Крижанича (1618— 1683), одного из самых образованных людей эпохи. Родом из Хорватии, он окончил Загребскую духовную семинарию, затем Венгерскую духовную хорватскую коллегию в Вене и Венгеро-болгарскую коллегию в Болонье, в Риме — Греческий коллегиум св. Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает античными и современными западноевропейскими языками, приобретает фундаментальные знания в философии, истории, юриспруденции, математике, астрономии, богословии и др. Хорошо зная Западную Европу и прожив в России 17 лет, он сумел дать прогноз развития России. Наиболее известная его работа «Политика», где наряду с широким кругом проблем он рассматривает политико-правовые вопросы (сущность, происхождение и назначение государства, формы правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика).

Божественная сущность власти для Крижанича неоспорима, ибо «все законные короли поставлены не сами собой, а Богом». «Король подобен некоему Богу на Земле». Цель государства -достижение «общей пользы» для всех членов общества: «благочестие, справедливость, покой и изобилие». Все формы правления он делит на три правильные: «совершенное самовладство» (абсолютная монархия), боярское правление и «общевладство» или посадское правление (республики) и три неправильные: тирания, олигархия и анархия (повторяет Аристотеля). Наилучшая из них — «совершенное самовладство», самое древнее и самое крепкое, наилучшим образом обеспечивает справедливость, покой и согласие в стране. Все управление должно быть сосредоточено в руках правителя, «никаких сеймов и соборов» не допускается. И на местах все должности назначаются из центра. Управлять таким государством должен знающий правитель («король-философ»). Королям мудрость особо необходима, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, чреватых последствиями для всего народа.

Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. «Тиран — это разбойник, А на нашем языке тирана зовут «людодерцем». Тираническое правление — господство, при котором правитель не заботится о благе народа, преследует личные интересы, нарушает «природные» законы. Но покарать такого правителя может все-таки Бог, а не люди. Божественная сущность власти не позволяет этого народу.

Крижанич выдвигает гарантии для предотвращения тирании — на троне монарх-философ, принятие и контроль за соблюдением законов соответствующим божественным и естественным установлениям, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, когда каждому определены обязанности. Однако сам король стоит над законами, так как он не подвластен никаким людским законам и никто не может осудить его или наказать.

В обязанности просвещенного монарха входит забота о благополучии страны: развитие промысла, упорядочение торговли, планирование распределения ремесел по городам, наделение их определенной самостоятельностью в управлении своими делами.

Крижанич предпочтение отдает наследственной монархии, в которой наследование должно происходить «по отечеству» (т.е. переходить к старшему сыну, который специально готовится к этой миссии), Женщины и чужестранцы не допускаются к трону в законодательном порядке.

Коснулся Крижанич и организации правосудия, приведя в пример турецкого султана Баязета, который вынашивал идею собрать всех «мздоимных судей» и сжечь. Но по совету окружения, обратившего его внимание на их профессионализм, учредил судьям хорошее жалованье и тем положил конец мздоимству. «И с тех пор суды у турок судят лучше и праведнее, чем где-либо на свете». Что касается судебной _системы, то высшей судебной инстанцией Должен быть коллективный орган — Боярский суд (разрешает серьезные уголовные дела), а рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел ведет один судья «из числа бояр». Приказные судьи назначаются царем или правительством, а на местах судебные функции выполняют воеводы и, выбранные горожанами городские судьи.

Два таких момента, как коллегиальность суда и выборность судов на местах, были прогрессивными идеями для той эпохи.

В отношении внешней политики Крижанич следует в русле традиций русской политической мысли, ориентированной на добрососедские отношения с окружающими странами. Справедливые войны должны вестись по правилам: не начинать без достаточных причин и «без объявления о ее причине через гонца». Посла задерживать или убивать нельзя.

Обладая энциклопедическими знаниями, живя на рубеже эпох, вооруженный историческим опытом России, предвидя перспективы ее дальнейшего развития, Крижанич во многом, как позже отметил В.О. Ключевский, предначертал реформы Петра 1.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: