План урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Изучение нового материала:
1. Строение органа слуха.
2. Слуховой анализатор.
3. Строение органа равновесия и его анализатора.
ІV. Закрепление полученных знаний.
V. Подведение итогов урока и выставление оценок.
V І. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
На прошлом уроке мы рассмотрели строение органов зрения и зрительного анализатора. Сегодня давайте повторим.
ІІ. Проверка домашнего задания
Ученик на доске рисует схему строения глазного яблока. С классом проводится фронтальный опрос.
- Что такое анализатор? (Система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека).
- Какие защитные приспособления имеет глаз? (Брови, благодаря которым пот со лба не попадает в глаз;
Веки и ресницы защищают глаз от пыли; слёзные железы выделяют слёзы, которые промывают и увлажняют глаз).
- Что такое зрачок? Каковы его функции? (Зрачок – это отверстие в середине радужной оболочки. Расширяясь и суживаясь, зрачок пропускает количество света, необходимое для рассмотрения предмета).
- Как работает хрусталик? (Хрусталик представляет собой двояковыпуклую линзу. Он может менять форму. Когда предмет находится далеко от глаз, хрусталик делается более плоским, когда близко – более выпуклым.)
ІІІ. Изучение нового материала
Ребята, закройте уши руками. Что вы чувствуете?
Сегодня на уроке мы рассмотрим строение и функции органов слуха и равновесия, преобразование звуковой энергии в механическую и разберём суть работы анализаторов слуха и равновесия.
Слух – важнейшее из человеческих чувств. Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».
Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо.
Строение органа слуха
Учитель рассказывает о строении органов слуха, и параллельно заполняет таблицу на доске, а ученики в тетрадях.
Отделы уха | Строение | Функции |
Наружное ухо | - Ушная раковина - Наружный слуховой проход - Барабанная перепонка | - Улавливает звуки - Направляет звук на барабанную перепонку - Преобразует звуковые колебания в механические |
Среднее ухо | - Полость среднего уха - Слуховая труба - Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко) | - Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным. - Усиливают колебания барабанной перепонки |
Внутреннее ухо | - Улитка - Слуховой нерв | - Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха - Передаёт импульсы в головной мозг |
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.
Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности. Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход, который идёт до среднего уха.
В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество – ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.
Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.
Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость, в которой расположены три маленькие, последовательно соединённые между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя.
Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.
В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, затянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучит» стремя, другое – круглое.
За средним ухом начинается внутреннее.
Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.
Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале – улитке. Канал улитки по всей длине разделён пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки – мембраны.
На мембране находятся воспринимающие клетки – слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.
Слуховой анализатор
Каким же образом работает слуховой анализатор? Давайте разберёмся.
Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, и достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебания. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо. Стремя ударяет в овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука.
Учащиеся в тетрадях записывают схему прохождения звуковой волны.
Схема «Прохождение звуковой волны»