Инвестиционная деятельность на региональном уровне: особенности мониторинга и контроля

Васильева Марина Владимировна

д.э.н., профессор

Шиклеина Виктория Юрьевна

магистрант кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета

Сапрыкина Евгения Владимировна

магистрант кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета

Институт экономики и управления

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

г. Орел, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются показатели инвестиционной деятельности в Российской Федерации, а также анализируются особенности мониторинга и контроля инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова: инвестиции, капитальные вложения, основные фонды, контроль, финансовый сектор, мониторинг, регион

Инвестиции играют важную роль в финансовом секторе, а также во всей экономической системе, напрямую влияют на возможность долгосрочного экономического роста. Инвестиционная деятельность относится к основным показателям экономического развития, поскольку именно интенсивность ее развития и определяет состояние экономики. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, но немаловажной ее составляющей является и инвестиционная политика.

В настоящее время Россия начала интенсивно задействовать и привлекать всевозможных инвесторов в свою экономику, создавая для них благоприятные условия, отчего нарастают качественные сдвиги в инвестиционной деятельности не только всей страны, но и отдельно взятых регионов (Рисунок 1, 2). Но при всем при этом эксперты утверждают, что в нашей стране имеется недостаток в системной инвестиционной среде, а конкретно нет механизмов для преобразования сбережений в инвестиции. Экономический субъект попадает в «инвестиционную ловушку», когда нуждается в инвестициях, однако при имеющихся ресурсах реальный сектор не может по объективным причинам вкладывать их в развитие производства.

Рисунок 1 – Динамика инвестиций в основной капитал за 2010-2018 гг.

 

Рисунок 2 – Распределение инвестиций в основной капитал по федеральным округам за 2017, 2019 гг. (темпы прироста указаны в %)

 

По данным Минэкономразвития России, рост инвестиций связан с отраслевым развитием национальной экономики, а именно государственные и частные инвестиции привлекают сельское хозяйства, природные ресурсы. По прогнозу социально-экономического развития инвестиционный приток капитала в нефтегазодобычу к 2019 году составляет около 80% [1]. В нашей стране есть потребность в реализации инвестиционной деятельности в обрабатывающей промышленности, но все равно весь инвестиционный процесс по-прежнему сосредоточен в сырьевом секторе.

Структура инвестиций в российскую экономику по видам основных фондов представлена на рисунках 3 и 4 [2].

Рисунок 3 – Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов (в 1 полугодии 2019 г.)

 

Рисунок 3 ясно показывает, что нет положительной динамики к увеличению потока инвестиций в обрабатывающую промышленность. Тем не менее, на рисунке 4 можно отметить положительную тенденцию в различных других секторах, где, в основном, задействованы транспорт, жилье и коммунальные услуги. Поэтому для закрепления положительных экономических тенденций и поддержания динамики общественного производства важно стимулировать приток внутренних и иностранных инвестиций. Мониторинг инвестиционной деятельности на государственном уровне является регулирующей системой влияния властей. Здесь государство выполняет многие роли: кредитор, гарант, законодатель, регулятор и т.д. На региональном и местном уровнях инвестиционная политика дополняется набором нормативных актов и мер, обеспечивающих инвестиционную деятельность на его территории в пределах компетенции субъекта Федерации или местного самоуправления.

Рисунок 4 – Динамика инвестиций в основной капитал за 2018-2019 гг.

 

Функционально контроль и мониторинг инвестиционной деятельности осуществляет государство, именно государственное регулирование рассредоточено среди многих федеральных органов, которые осуществляют их в своих областях и согласно своим ведомственным документам. Отсутствие координации в деятельности различных ведомств становится причиной появления некоторых барьеров в инвестиционной деятельности, поскольку последствия конкретных решений, связанных с определенными затратами, становятся непредсказуемыми.

В последние годы стало очевидно, что формирование федеральных программ должно было измениться. Государство должно использовать тендерные инструменты для инвестиционных вложений в реальный сектор. Целевые программы развития национальной экономики необходимо оценивать с помощью системы критериев без сравнительной оценки результатов, ожидаемых от реализации аналогичных программ.

Для развития инвестиционной деятельности в регионах целесообразно разработать программу по снижению административных барьеров, уделяя особое внимание созданию законодательной базы, состоящей из прямых актов. Такая нормативная база будет не только регулировать предпринимательскую деятельность, но и станет эффективной защитой прав предпринимателей.

Федеральная правовая база остается в значительной степени непрозрачной и противоречивой, многие аспекты деятельности инвесторов необоснованно регулируются многими постановлениями, в то время как другие остаются вне рамок закона, что является препятствием на пути притока многих инвесторов и капитала в производство.

Также нужно обеспечить полноту и согласованность мер государственной поддержки на уровне конкретных компаний, и четко определить сроки и порядок принятия решений.

Список использованных источников

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (разработан Минэкономразвития России) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281493/2ffad040c0c8a3546cec41de9212a75fe1b7b0c7/

2. Инвестиции в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. - М., 2019 – 228 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: