Типы автоприцепов в зависимости от цели применения и назначения

Устройство прицепа

Основные узлы прицепа - рама, дышло, кузов и подвеска.

 

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

 

Дышло - А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы, складная подставка (у некоторых прицепов).

 

Узел сцепки (рис.2) служит для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством (фаркопом) автомобиля. Для ТСУ (Тяглово-Сцепные Устройство) шарового типа узел сцепки состоит из "чашки", надеваемой на сцепной шар, и запорного механизма, фиксируемого рычагом и удерживающего узел на шаре. Некоторые конструкции узла сцепки имеют индикатор износа и механизм регулировки зазора между "чашкой" и сцепным шаром.

 

Страховочные тросы (цепи) предотвращают полное разъединение прицепа и автомобиля в случае расцепления узла сцепки, они фиксируются в специальных страховочных петлях ТСУ.

 

Эксплуатация прицепа без тросов (цепей) не допускается.

 

Складная подставка служит для удобства загрузки и разгрузки прицепа, отсоединенного от автомобиля, позволяя удерживать его в горизонтальном положении. Для облегчения стыковки прицепа с ТСУ подставка иногда оснащается небольшим колесом.

 

Кузов у универсальных грузовых прицепов может быть металлическим сварным, сборным оцинкованным, или окрашенным. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Универсальный прицеп может быть снабжен съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.

 

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Дорогостоящие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

 

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

 

 


 

Автомобильный прицеп – транспортное средство, не способное передвигаться самостоятельно, т.е. не оборудованное двигателем, предназначенное для использования с механическим транспортным средством автомобиль..Таким образом, с точки зрения эксплуатации, можно рассмотреть два основных направления с точки зрения производства: универсальный автомобильный прицеп и автомобильный прицеп специального назначения.

 


Устройство прицепа

 

 Устройство прицепа значительно проще, чем у автомобиля и в тоже время, сильно на него похоже. Итак, давайте обо всем по порядку - шасси состоит из соединенных рамы и оси с подвеской, поставленной на колеса, крепится к тягачу (автомобилю) сцепным устройством, может иметь борта, открытую грузовую площадку или кузов из тента или композитных материалов. Рассмотрим каждый узел в отдельности.

 

Рама прицепа – несущая конструкционная система, к которой крепятся остальные узлы и детали. Различают следующие основные виды рам: лонжеронные, несущее основание, решётчатые (они же трубчатые, пространственные). Изготавливаются, как правило, из оцинкованного или с иной антикоррозийной обработкой металла для долговечности прицепа, методом сварки или соединением на болтах.

 

Подвеска прицепа – система крепления оси к раме, бывает нескольких типов: пружинная, торсионная, независимая, резино-жгутовая, рессорная. Все эти типы подвесок аналогичны та-ким же подвескам устанавливаемым на автомобили. Тип подвески резино-жгутовой, отвечает всем требованиям к подвеске прицепа, неприхотлива в использовании, долговечна.

 

Кузов прицепа – это элемент, находящийся над рамой, основной функцией которого является оптимизация общей конструкции прицепа для эффективной перевозки грузов. Например, для перевозки жидкостей в качестве кузова используют цистерну, для перевозки длинномерных грузов (трубы, бревна) автомобильными инженерами разработан специальный прицеп – роспуск. Для перевозки снегохода, квадроцикла, гидроцикла, лодки или катера так же предусмотрены специальные элементы в конструкции.

 

Бортовые прицепы используются для перевозки самых различных грузов, такой прицеп имеет полное право называться универсальным, т.к. его можно использовать для перевозки снегохода, гидроцикла, строительных материалов, канистр и т.д.

 

Фургон - прицепы с закрытым кузовом, конструкция таких прицепов подразумевает изолированное, от окружающей среды, пространство для перевозки груза, как правило, представляющую некую ценность или способного потерять свои качества при взаимодействии с окружающей средой, например с дождем, снегом или грязью из-под колес. Самые популярные вариан-ты исполнения прицепа фургон – прицеп с тентом, металлический фургон, из цельной кон-струкции изготовленной из композитных материалов, последние имеют ряд преимуществ, о которых речь пойдет подробнее в следующей статье.

 

Сцепное устройство – устройство, предназначенное для буксировки прицепа транспортным средством (автомобиль, квадроцикл и т.д.) На тягаче устанавливается сцепной шар, диаметром — 50 мм (ГОСТ 28248 предусматривает единственный размер) – Фаркоп. Название фаркоп произошло от немецкого слова «fahren», что в переводе означает «ехать, идти», и «kopf», переводящегося как «голова». На дышле буксируемого прицепа устанавливается ответная сцепная головка. Такая система сцепного устройства применяется для буксировки прицепов весом до 3500 кг. Также тягово-сцепное устройство обеспечивает электрическое соединение электрооборудования тягача с оборудованием буксируемого прицепа (электролебедка, фары, подсветка фургона и т.д.).

 

Тормозная система – система, предназначенная для уменьшения скорости движения и оста-новки транспортного средства, используется также для удержания транспортного средства от самопроизвольного движения во время покоя. Уменьшение скорости движения необходимо для стабилизации автопоезда при движении на некоторых отрезках дороги накатом. При остановке автопоезда необходимо останавливаться быстро и эффективно, и это возможно только при наличии тормоза. Тормоз во время покоя необходим как для стоянки, так и при погрузочно-разгрузочных работах. Самым распространенным тормозом для автомобильного прицепа является тормоз наката, в полной мере справляющийся с выше описанными задачами.

 

Световые оптические приборы устанавливаются на прицепы в соответствии с требованиями технического регламента. Для полноты сведений стоит сказать о типе оптики, бывает классическая с ламповым освещением и светодиодные. Последний тип оптики лучше всего подходит для лодочный прицепов, для перевозки катеров, яхт, так как приходиться погружать оптику в воду. Светодиодное решение хорошо применять и нетуристических и внедорожных прицепах, так как диоды нетребовательны к тряске и ударам

 

 

Типы прицепов, классификация прицепов

 

Современный автопромышленный комплекс производит огромное количество разнообразных прицепов, поэтому давайте сразу договоримся – в этой статье речь пойдет только о прицепе для легкового автомобиля.

 

Категория O — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мо-тороллерам и квадроциклам, в том числе:

Категория O1 — максимальная масса не более 0,75 тонн.

Категория O2 — максимальная масса свыше 0,75 тонн, но не более 3,5 тонн. Категория O3 — максимальная масса свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн. Категория O4 — максимальная масса более 10 тонн.

Нас интересуют категория О1 и категория О2, можно отсюда перейти к первой и нашей основ-ной классификации – прицепы для легкового автомобиля бывают двух типов:

 

Прицеп весом до 750 кг (О1) - прицеп, масса которого находится в диапазоне между 0,75 тонны и 3,5 тонны (О2).

 

зависимости от той категории, к которой относится автомобильный прицеп, можно выделить:

прицеп оснащенный тормозной системой;

прицеп без тормозной системы.

 

Для прицепов, попадающих в категорию О2, тормозная система является обязательным элементом их конструкции. Бывают тормоза с механическим приводом (тормоз наката), гидравлическим и электрическим.

 

По количеству осей, входящих в конструкцию, подразделяются на три основные группы: двухосевая группа носит название тандем, трехосная группа -трехосная тележка, одиночную ось считают группой из одной оси. Количество осей в прицепе определяет свойство прицепа, например две или три оси обеспечивают большую грузоподъемность, устойчивость при-цепа, но отрицательно сказывается на поворачиваемости и управляемости, накладывая особенности на вождения таким автопоездом.

 

Типы автоприцепов в зависимости от цели применения и назначения

 

Универсальный автомобильный прицеп – прицеп, конструкция которого предусматривает возможность перевозить максимально разнообразные грузы. Такие прицепы у покупателей пользуются большой популярностью и имеют массовый характер производства. Как правило, представляют собой грузовую платформу с установленными на нее съемными бортами, иногда дополняет конструкцию возможность использовать тент.

 

Автомобильный прицеп специального назначения – прицеп, в конструкцию которого за-ложена возможность перевозить груз особого характера. Например, цистерна установленная на раму прицепа позволит Вам перевозить жидкости, самосвальный кузов необходим для пере-возки сыпучих грузов, для гидроцикла, лодки кателря или яхты потребуются специальные ро-лики и ложемент.

 

Прицеп для гидроцикла. Что отличает его от любого другого прицепа, скажем от прицепа для квадроцикла или снегохода? Прежде всего, конструкция такого прицепа предусматривает элементы для облегчения погрузки и выгрузки гидроцикла из (в) прицеп, для этого он обору-дован лебедкой (электрической или механической), специальными направляющими для пере-возки (ложемент), не повреждающее днище гидроцикла; для такого прицепа обязательной бу-дет гидроизоляция всех токопроводящих элементов; грузоподъемность должна соответство-вать среднему весу гидроцикла, а лучше самой максимально возможной массе предполагаемо-


го к перевозке типа гидроцикла, это очень полезно, так как никогда не знаешь наперед, какой захочется купить гидроцикл следующим.

 

Прицеп для перевозки автомобиля, автоэвакуатор. Прицеп, как видно из названия предназначен для перевозки автомобиля, конструкция его шасси состоит из двух осей – тандем и более прочной рамы, способной принять массу автомобиля; оснащается более мощной лебедкой пологими аппарелями для удобства погрузки и разгрузки автомобиля, более прочную чем для снегохода; обязательным, исходя из веса автомобиля (бо-лее 750 кг.), будет наличие тормозной системы, надежная система крепления автомобиля к прицепу.

 

Контрольные вопросы:


Что такое прицеп?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: