Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара

Понятие общей и предельной полезности блага. 

 

 

1. Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара

Долгое время в экономической жизни людей господствовало натуральное производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов.

По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством.

Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром.

Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:

1) по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

2) по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

3) по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

 

Существуют две теории, анализирующие свойства товара.

 

1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:

1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

3) меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

4) цена – это денежное выражение рыночной стоимости товара.

 

Свойства товара определены двойственным характером труда:

1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;

2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.

 

2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:

1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;

2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом.

  Ценность товара определяется:

а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;

б) значимостью для потребителей этих потребностей;

в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.

 

Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора.

Институционализм – направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический».

Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

 

Понятие общей и предельной полезности блага

 

Потребительский спрос можно подразделить на две большие группы:

- функциональный;

- нефункциональный.

   

Функциональный спрос обусловлен потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге). В его основе лежит совокупность таких понятий, как полезность, цена и доход.

Нефункциональный спрос объясняется наличием факторов, не связанных с качествами самого экономического блага. С некоторой долей условности в нефункциональном спросе можно выделить социальный, спекулятивный и нерациональный спрос.

Более детально в теории поведения потребителя рассматривается функциональный спрос, когда каждый потребитель должен решить для себя три вопроса:

1) что купить;

2) сколько стоит;

Хватит ли денег на покупку.

    

 Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя, чтобы ответь на второй – исследовать цену, чтобы решить третий – определить доход потребителя.

  Эти три понятия: полезность, цена и доход и составляют содержание теории потребителя. Все они взаимосвязаны и нам предстоит определить эту взаимосвязь.

 

Итак, полезность – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

 

Выделяют общую и предельную полезности.

Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц. Это все количество потребляемого экономического блага.

  Предельная полезность – каждая последующая единица потребляемого экономического блага. Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара.

Например, общее количество потребляемых булочек в буфете для отдельного студента обладает общей полезностью, а каждая последующая потребленная булочка обладает предельной полезностью.

При этом наблюдается следующая закономерность: при последовательном увеличении потребления экономического блага полезность каждой дополнительной единицы блага падает – это закон убывающей предельной полезности. Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его потребления:

 

Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара.

Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода.

Благоразумность поведения потребителя означает:

1) максимизацию полезности при ограниченном доходе;

2) наиболее эффективное использование средств;

3) такое распределение денежных средств при определенном уровне доходов и ценах, чтобы получить максимум полезности.

Степень полезности – это категория субъективная, которая не поддается точному количественному измерению.

В экономической теории известны два подхода к оценке полезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пытается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили».

Предполагается, что для измерения полезности каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен использованием товара.

Реально же у каждого потребителя существует шкала индивидуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности.

Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха.

В теории предельной полезности ХХ в. преобладающим стал ординалистский подход, основоположником которого является итальянский экономист В. Парето.

Главная идея теории – упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности.

 

Для этого подхода характерны следующие признаки:

1) упорядоченность предпочтений, т. е. предпочтения потребителя уже сформировались, и потребитель способен сравнить наборы товаров;

2) транзитивность предпочтений, т. е. все предпочтения согласованы;

3) аксиома ненасыщения, т. е. полное насыщение потребителя невозможно;

4) аксиома независимости потребителя, т. е. потребители отдают предпочтение наборам товаров независимо друг от друга.

 

Чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. То есть цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя. У человека существует множество потребностей, которые он располагает в зависимости от необходимости. При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной, действуя таким образом, что в конце концов предельная полезность потребляемых благ станет одинаковой.

 Общественная оценка полезности экономических благ происходит на рынке при помощи цены, когда осуществляется процесс обмена товарами на основе спроса и предложения. Четко представляя себе полезность каждой приобретаемой единицы того или иного товара, потребитель встречает на рынке товары, каждый из которых имеет свою цену, выраженную в денежных единицах (рублях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то потребитель старался приобрести товар, обладающий наибольшей предельной полезностью. Но цены на товары и услуги различны.

Поэтому потребитель должен соизмерить удовлетворение от товара со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены, поэтому приходится определять предельную полезность в расчете на рубль затрат.

Если отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров равны отношениям между их ценами, то потребитель находится в состоянии равновесия.

Это правило называется правилом максимизации полезности.

 

Задание

Составить краткий конспект лекции

Ответить на вопросы:

  1. Что такое товар?
  2. Какие теории характеризуют свойства товара?
  3. Какие вопросы решает потребитель?
  4. Что означает предельная полезность?
  5. В чем заключается закон убывающей предельной полезности?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: