Очень интересной и динамичной является история создания и совершенствования танков. В мае 1915 г. гусеничная машина российского конструктора А. Пороховщикова, вооруженная двумя пулеметами, помещенными во вращающейся башне, прошла испытания. Так появился новый вид оружия – танк. С тех пор в мире не прекращается острое соперничество за создание лучшей бронированной боевой машины, повышение ее боевых свойств – огневой мощи, подвижности, защищенности.
Советские конструкторы М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозов создали средний танк Т-34, ставший самой массовой в мире бронемашиной – было выпущено более 52 тысяч. Это единственная машина, которая всю вторую мировую войну прошла без существенных конструктивных изменений – так блестяще она была задумана и выполнена.
Американский военный историк М. Кэйдин писал: «Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ века лучше, чем сумел бы это сделать кто-нибудь другой на Западе». С декабря 1943 г. на Т-34 установили 85-мм пушку, и ее бронебойный снаряд с расстояния 1000 метров пробивал броню толщиной 100 мм, а подкалиберный – с расстояния 500 метров 138-мм броню, что позволяло успешно бороться с немецкими «тиграми» и «пантерами».
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова. Немецкое командование в инструкциях своим танковым экипажам не рекомендовало вступать в прямые огневые контакты с тяжелыми танками ИС-2 и обязывало вести по ним огонь только из засад и укрытий.
Исключительные боевые характеристики советских танков во многом определены достоинствами быстроходного колесно-гусеничного банка БТ, состоявшего на вооружении Красной Армии в предвоенный период.
В настоящее время принимаются меры по замене ныне действующих танков Т-72 и Т-80 на унифицированную и более совершенную модель Т-90. Новая машина обладает системой оптико-электронного подавления, комплексом, позволяющим вести стрельбу с ходу управляемой ракетой на должность 5 км, дублирующей системой управления огнем у командира экипажа.
Морская мощь России
Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. В середине XIX в. во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный военно-морской флот становится броненосным.
История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академии А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.
В 1834 г., когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.
В 1904 г. по проекту И.Г. Бубнова – знаменитого строителя линейных кораблей – была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки «Акула» и «Барс» оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в первую мировую войну стран.
Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.
В 1913 г. русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации. Созданные на Черном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы первой мировой войны.
Крылья Родины
Великие умы Отечества создавали и авиационную технику. Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10–15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолета, которая в 1877 г. была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полета: разбег, взлет, полет и посадку.
Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолета с неподвижным крылом и строить его «по образцу птиц с машущими крыльями», с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные летные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 г.).
Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874–1945). В период с 1908 г. по 1912 г. он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.
Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Петляков, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты. Бронированный самолет-штурмовик Ил-2 конструкции Ильюшина с мощным стрелково-пушечным, ракетным и бомбовым вооружением отличался высокой маневренностью и простотой в пилотировании. Он стал непревзойденным в годы второй мировой войны самолетом непосредственной поддержки наземных войск.
Бомбардировщик Ил-4 явился новой машиной советской дальней авиации. Именно эти машины бомбили в 1941 г. Берлин, Штеттин, Данциг и другие военные объекты фашистской Германии. На Северном, Балтийском и Черном морях самолет использовался как торпедоносец.
Высокими боевыми характеристиками отличались также истребители Як-1 и ЛаГГ-3 конструкторов Яковлева и Лавочкина, высотная боевая машина МиГ-3, созданная в КБ Микояна, дальний и фронтовой бомбардировщики Пе-8 и Пе-2 конструктора Петлякова. По многим показателям наши боевые машины превосходили самолеты, состоявшие в те годя на вооружении фашистской Германии.
Не имеют аналогов
Талан и подвижничество наших ученых и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью – 140 км/час и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии «Ракеты» и «Метеоры» – детище военного ученого.
За Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 т и скоростью 400–500 км/час испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.
Не имеет аналогов и противотанковый вертолет КА-50, названный «Черной акулой». С 1982 г. эта боевая машина не раз выигрывала различные конкурсы, приводила в изумление специалистов на всевозможных выставках.
Вертолет обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР «Вихрь» с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм, с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8 –10 км, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло летчика и предварительное отстреливание лопастей вертолета обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.
На смену фронтовому бомбардировщику СУ-24М пришел не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик СУ-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Упущенные приоритеты
К сожалению, многие образцы вооружения и боевой техники, разработанные нашими учеными и конструкторами, не были своевременно приняты на вооружение. Первая подводная лодка в России появилась в 1724г. Ее построил и испытал крестьянин Ефим Никонов, но после смерти Петра I работы были прекращены, и о ней забыли. Такая же судьба постигла самоходную гаубицу подпоручика Дриженко (1916 г.). Еще раньше, в 1914 г., проект боевой гусеничной машины представил инженер-кораблестроитель В.Д. Менделеев. В то время считали, что применение самоходной гаубицы «не имеет практического интереса», поскольку тяжелой артиллерии более соответствует тракторная тяга, нежели «закрытые башни».
Первый в мире ранцевый парашют был создан нашим соотечественником Г.Е. Котельниковым еще в 1911 г., в следующем году он прошел государственные испытания. Однако авиация стала оснащаться парашютами только в 1930 г., да и то не нашими, а американскими.
Не нашли понимания накануне первой мировой войны и настойчивые заверения русских пилотов Владимира Гартмана и Петра Нестерова о необходимости установки на самолетах пулеметов, что впоследствии сделали французы, а затем немцы.
Здесь рассказано только о некоторых наших великих соотечественниках и их достижениях. Но даже краткий рассказ наглядно свидетельствует, как богато наше отечество смелыми идеями, конструкторскими замыслами, талантливыми людьми, их вынашивающими и реализующими.
На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его армии, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ/ В.О. Дайнес, В.А. Авдеев, Н.И. Бородин и др. Под общ. Ред. В.А. Золотарева и А.В. Черкасова. – М.: Воениздат 1997 г., 255 с.
http://old.fa.ru/chair/voen/news/pages/2015-03-18-vvuikr.aspx






