Антропологические факторы

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детства и юношества городского округа город Воронеж

 

Детско-юношеский центр туризма, экологии, краеведения «Восхождение»

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИКАФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Выживание в естественных природных условиях»

Подготовил:                                          Коншин С.Н.,                                                        учащийся объединения                                                      специализированный класс «Школа безопасности»                                                                          Руководитель выпускной работы:                                                                                  Михайлов С.В.,                                                             педагог дополнительного                                       образования                                   Рецензент:                                    Фурса Д.Н.,                                                            педагог – организатор, педагог дополнительно образования ____________ «_____» _______________ 2010 г.  
                                   

Воронеж 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...………..3

Глава 1. Основы автономного существования………………………………………...5

1.1. Факторы выживания…………………………………………………………...……5

1.1.1. Антропологические факторы……………………………………………............6

1.1.2. Материально-технические факторы…………………………………….............7

1.1.3. Природно-средовые факторы……………………………………….…..…...…..8

1.1.4. Экологические факторы………………………………………………………….8

1.2. Оценка ситуации………………………………………………………….…………9

1.3. Условия выживания в естественных природных условиях……………………..10

1.3.1. Передвижение………………………………………………………………...…10

1.3.2. Временные укрытия……………… …………………………………….….…..15

1.3.4.1. Выбор местоположения…………………………………………………….....15

1.3.4.2. Типы укрытий……………………………………………………………….....16

1.4. Жизнеобеспечение в естественных природных условиях

средней полосы................................................................................................................17

Глава 2. Контрольные   задания для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях……………………………………………….…..22

2.1. Тестовые задания для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях ………………………………………………………………...…22

2.2.Комплексный тест «Выживание в естественных природных условиях»……….23

2.3. Тактические задачи для измерения уровня знаний по выживанию в естественных природных условиях ………………………………..…………………32

Заключение………………………………………………………………..…………….52

Список использованной литературы…………………………………………..…...…54

Приложение 1. «Комплектация аварийного неприкосновенного запаса (Н.А.З.)»………………………………………………………………….…………...…55

Приложение 2. Схема 1 «Порядок действий при принятии решения

об уходе с места происшествия и последовательность их выполнения»………......60

Приложение 3. Схема 2 «Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения» ……………………....61

Приложение 4. Ключ…………………………………………………..……………….62

ВЕДЕНИЕ

    Тема «Выживание в естественных природных условиях» достаточно интересна и важна, изучение данного вопроса актуально, как для педагогов, инструкторов детско-юношеского туризма и спасателей, так и для всех людей попадающих по различным причинам в естественные полевые условия.

Экстремальная ситуация в естественных природных условиях – понятие субъективное. Можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по его вине, поскольку природа ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя даже любой выход на природу может стать экстремальным, если возникнут непредвиденные обстоятельства такие как: ухудшение погоды, потеря ориентировки, лесной пожар, лавины, ураганы, гроза, травма и т.п.

Очень важно владеть навыками выживания в природе для людей, связанных с полевыми работами, дальними переездами, промыслом, а также охотников, военных, спасателей и туристов.

Задача «Школы выживания» состоит в том, чтобы при возникновении проблемы человек мог вспомнить из учебного опыта наиболее приемлемые варианты поведения и был способен творчески подойти к решению сложившийся ситуации, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений.

Основная цель работы заключалась в углубленном изучении теоретических основ выживания в естественных природных условиях и разработке тестовых заданий, тактических задач для измерения уровня знаний.

Работа состоит из двух частей. В теоретической части рассматриваются основные разделы выживания: факторы выживания, оценка ситуации, условия выживания в природных условиях. Отдельным разделом вынесено жизнеобеспечение в естественных природных условиях средней полосы. Это сделано не случайно, так как именно в таких условиях, с большей долей вероятности, может произойти чрезвычайная ситуация.

В практической части представлены разработанные тестовые задания и тактические задачи для измерения уровня знаний. 

Выпускная работа будет интересна детям, подросткам, взрослым, собирающимся в многодневный поход. Будет полезна педагогам для организации и проведения занятий по туризму, «Школе выживания», а так же всем тем, кто интересуется туризмом и активным отдыхом.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Факторы выживания

Благополучный исход завершения сложившейся чрезвычайной ситуации зависит от человека, попавшего в такую ситуацию, от его личностных качеств и способностей. И в первую очередь — от умения выживать в природной среде.

Чтобы определить порядок и правила действий, направленных на выживание в экстремальных ситуациях автономного существо­вания, рассмотрим те неблагоприятные воздействия, которые приходится преодолевать человеку, и условия, выполнение кото­рых позволит справиться с ними, а также те качества личности, которые способствуют выживанию.

При нахождении в экстремальной ситуации организм человека испытывает неблагоприятное воздействие различных раздражите­лей природной среды и реагирует на них в первую очередь в целях сохранения постоянства внутренней среды. В условиях стресса изменения функций органов и систем орга­низма человека допустимы лишь до определенного периода. Продолжительность этого периода зависит от многих причин — субъективных и объектив­ных. Их называют факторами выживания.

Все факторы выживания можно разделить на четыре группы:

1) антропологические;

2) материально-технические;

3) природно-средовые;

4) экологические.

 

 

Антропологические факторы

Первая группа включает в себя факторы физического и психического состояния человека. Воля к жизни, психо­логическая подготовленность к перенесению невзгод являются до­минантными в борьбе за выживание. Практически любой человек способен реагировать на кратковременную опасность, действуя инстинктивно (например, хватаясь при падении за неподвижные предметы, отбегая от катящегося на него камня). При длительном же нахождении в автономном существовании наступает крити­ческий момент, когда, кажется, что все дальнейшие усилия бес­смысленны. Человеком овладевает апатия, безразличие. Он не ве­рит в возможность спасения и гибнет, несмотря на то, что у него еще есть запасы продовольствия, необходимая одежда. В экстремальной ситуации воля к жизни подразумевает в пер­вую очередь необходимость действия. Вот почему нужно заставить что-то делать всех попавших в аварийную ситуацию, заразить их примером действия, борьбы. При этом имеет значение мотивация тех или иных действий, поступков человека, попавшего в сложную ситуацию. Адекватная мотивация, равно как и наличие воли к жизни, находится в не­посредственной зависимости от высоких морально-волевых качеств человека. Человек, обладающий такими качествами, и позаботит­ся о своем спасении, и поможет окружающим. Активно-преобразовательная деятельность подразумевает готов­ность человека действовать самостоятельно, не надеясь на помощь извне, ради своего спасения и спасения окружающих. При этом он не будет перекладывать выполнение функций на других членов группы, терпящей бедствие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: