Они тоже могут быть экономические, политические, идеологическое, духовные, ментальные….
Учим различать объективные и субъективные предпосылки.
Объективные условия не зависят от воли людей.
Субъективные вытекают из деятельности конкретных людей, социальных групп общества.
Наряду с предпосылками в последнее время широко используется понятие «фактора» исторического развития.
При использовании этого термина объясняется его смысл.
Фактор – это сила, оказывающая значительное влияние на характер, отдельные черты, направление развития исторического процесса или судьбу страны в целом (географический, природно-климатический, этнографический, геополитический, религиозный, личностно-психологический, ментальный и т.д.).
Предпосылки и причину явлений ученики должны отличать от повода.
Смысл термина также поясняется. Что это такое?
Повод – это событие, ускоряющее возникновение нового явления (это своеобразный толчок в развитии явления).
Таким образом, предпосылки подготавливают, факторы влияют, причины вызывают, повод ускоряет развитие событий.
|
|
Все обстоятельства в совокупности влияют на ход истории и развитие событий. Чтобы разобраться в них, хотя бы приблизиться к истине надо попытаться выяснить все эти обстоятельства.
Вот и получается, что познание истории куда более сложное дело, чем изучение точных наук.
Ребята должны понимать также, что любое явление в истории приводит к каким-то изменениям – последствиям (оставляет свой «след» в истории).
Следствие – это то, что было порождено предшествующим явлением, событием.
Установить следствие – значит выяснить не только ближайший результат события, но и его воздействие на дальнейший ход истории.
(Например, промышленный переворот – ближайший результат – переход к индустриальному производству, развитию промышленности. Отдаленные последствия – глобальные проблемы экологии.
Военный коммунизм – обеспечил победу красных в гражданской войне и породил кризис весны 1921 года.)
Каждое событие по сути является одновременно и причиной и следствием каких-либо других явлений.