Наиболее важным требованием к степени предварительного напряжения арматуры является непревышение установленного уровня обжатия бетона при передаче напряжений от арматуры на бетон. Как известно [10], при передаче на бетон возрастающей сжимающей нагрузки в нем происходят определенные структурные изменения, характеризуемые так называемыми параметрическими точками процесса деформирования — нижней R0 и верхней К0 границами области микротрещинообразования в бетоне. При достижении нижней границы К0, составляющей 0,4 — 0,5 прочности бетона, в последнем начинает раз виваться интенсивное микро-трещинообразование на контакте крупною заполнителя и цементного камня (микротрещины сцепления). При дальнейшем увеличении нагрузки и достижении верхней грани
цы R0 начинается не менее интенсивное микротрещинообразование в цементном камне. Возникающие микротрещины соединяются с микротрещинами контактной зоны в непрерывные микротрещины. Последние затем перерастают в макротрещины, приводящие к разрушению бетона. В опорах это проявляется в образовании видимых про
дольных трещин.
|
|
Из двух параметрических точек процесса деформирования бетона наиболее важное значение имеет нижняя граница микротрещинообразования. После достижения сжимающими напряжениями этой границы резко изменяются основные свойства бетона, обеспечивающие его доли точность и другие эксплуатационные свойства. В частности, при на
пряжениях сжатия, превышающих нижнюю параметрическую точку R0, резко снижается морозостойкость бетона, повышается проницаемость, увеличивается водопоглощение. В связи с этим для обеспечения требуемой долговечности и надежности опор устанавливается, что отношение сжимающих напряжений в бетоне в стадии предварительного обжатия его предварительно напряженной арматурой к величине передаточной
прочности бетона не должно превышать: значения 0,65 для опор, экс-
47
Глава 2. Железобетонные опоры
плуатирующихся при расчетной зимней температуре наружного воздуха - 40 0С и выше; величины 0,5 для опор, эксплуатирующихся при расчетной зимней температуре наружного воздуха ниже - 40 0С.
Для большинства марок предварительно напряженных опор эти требования по уровню обжатия бетона на стадии проектирования и изготовления, как правило, выполняются. Однако под влиянием эксплуатационных факторов прочность бетона опор на сжатие снижается, отмеченные значения уровня обжатия бетона повышаются, и по этой причине интенсифицируется процесс микротрещинообразования в бетоне. О наличии такого процесса свидетельствуют результаты ультразвуковых обследований опор.
|
|
При выборе уровня обжатия бетона и степени натяжения арматуры необходимо учитывать условия передачи предварительного напряжения на бетон и анкерования арматуры в бетоне. Это обстоятельство в первую очередь касается высокопрочной проволочной арматуры.
Предварительное натяжение этой арматуры осуществляется домкратами с передачей натяжения на опоры, находящиеся на оголовках форм. После укладки, уплотнения, твердения бетона и достижения им необходимой прочности, контролируемой по испытаниям кубиков, производится обрезка проволоки на упорах, и предварительное напряжение передается на бетон. Для возможности передачи напряжений на бетон арматура в зоне контакта с бетоном должна обладать надежным и высоким сцеплением с ним. В принципе это сцепление образовано двумя составляющими: первая составляющая обусловлена склеиванием поверхности арматуры с цементным камнем и небольшим обжатием проволок вследствие усадки бетона. Вторая составляющая связана с механическим зацеплением выступов периодического профиля арматуры. Из этих двух составляющих первая из-за невысокой прочности склеивания (в пределах 0,5 МПа) практически не играет существенной
Рис. 2.10. Давление на бетон в зоне анкеровки арматуры после отпуска натяжения
48
Глава 2. Железобетонные опоры
роли в анкеровке арматуры в бетоне и передаче предварительных напряжений на бетон. В связи с этим, в частности, гладкая предварительно напряженная проволока проскальзывает в бетоне, теряет свое предварительное напряжение, в результате чего исчезает предварительное обжатие бетона. По данным ряда исследований [11], при использовании гладкой проволоки в качестве напрягаемой арматуры ее предварительное напряжение исчезает в течение примерно двух лет, и после этого конструкции становятся ненапряженными и непригодными к эксплуатации. В силу этого гладкая проволочная арматура не рекомендуется для применения в опорах контактной сети, а также и в опорах линий автоблокировки.
Главную роль в сцеплении арматуры и бетона играет периодический профиль арматуры, обеспечивающий за счет механического зацепления выступов арматуры в бетоне высокую прочность сцепления и возможность стабильной передачи предварительного напряжения на бетон. При этом передача этого напряжения происходит в зоне анкеровки, длина которой зависит от уровня напряжения арматуры, значения передаточной прочности бетона и диаметра арматуры. В Частности, для опор несущей способностью 79 кН*м, армированных пысокопрочной проволокой диаметром 5 мм и эксплуатируемых при расчетной зимней температуре воздуха выше - 40 °С, длина анкеровки при предварительных напряжениях, равных 850 МПа, и передаточной прочности бетона в пределах 35 МПа составляет 42 см. В этой зоне после обрезки проволочный арматурный каркас приобретает коническую форму (рис. 2.10), вследствие чего при его продольной деформации в бетоне появляются радиальные расклинивающие напряжения, являющиеся одной из причин образования продольных трещин в вершине и комле опор. Для предотвращения появления этих трещин и конструкции центрифугированных опор в вершине предусматривается установка усиливающих колец из стальной (класса А-1) арматуры периодического профиля, а также изменение шага спиральной арматуры. В комле в зоне образования конусообразной конструкции из предварительно напряженных проволок должно предусматриваться также сгущение спиральной арматуры для восприятия возникающих растягивающих напряжений.
Помимо продольной арматуры в опорах, в арматурных каркасах также предусматривается установка поперечной арматуры, выполняемой в виде непрерывной спирали. Эта арматура воспринимает поперечные силы в поперечных сечениях опор, а также способствует частичному восприятию растягивающих напряжений в бетоне, появляющихся при температурно-влажностных воздействиях окружающей среды. Эта арен ура выполняется из обычной стальной (класса Вр-1) проволоки диаметром 3 мм и имеет, так же как и продольная арматура, периодический
|
|
49
Глава 2. Железобетонные опоры
а)
б) М, кН-м
Рис. 2.11. Зависимость несущей способности предварительно напряженной опоры М"
от прочности бетона R.:
а — опора С-13..6-1; б —опора С-13.63
профиль. Для закрепления рабочей арматуры в расчетном положении в процессе центрифугирования в конструкции опор предусматривается также установка конструктивной арматуры в виде монтажных колец, выполняемых из гладкой арматуры (сталь класса А-I). После их установки вся рабочая арматура в местах пересечения с кольцами крепится к ним с помощью вязальной проволоки.
Для конструкции центрифугированных опор, как указывалось выше, особое значение имеет степень предварительного напряжения арматуры. Из-за высокого нормативного сопротивления на растяжение наиболее высокую степень предварительного напряжения имеет высокопрочная проволочная арматура. Контролируемые напряжения в ней, определяемые по окончании натяжения на упоры, достигают величины 800 — 900 МПа. Столь высокий уровень натяжения арматуры является причиной того, что в предельном состоянии по прочности бетона значительная часть предварительного напряжения арматуры оказывается непогашенной, она остается в растянутом состоянии и способствует ускоренному разрушению бетона при достижении им предельной прочности. Если учесть, что предельная сжимаемость бетона составляет величину порядка , =0,002, то при модуле упругости стали, равном Е= 2-105 МПа, погашенными в арматуре оказываются только напряжения величиной 400 МПа из действующих после проявления всех потерь напряжений, составляющих около 700 — 800 МПа.
|
|
Наличие непогашенных предварительных напряжений в предельном состоянии при достижении сжимающими напряжениями величин, соответствующих прочности бетона, является одной из основных причин высокой чувствительности несущей способности опор, армированных проволочной арматурой, к изменению прочности бетона (рис. 2.11)
50
Глава 2. Железобетонные опоры
и недостаточной из-за этого надежности их и процессе эксплуатации. Для снижения такой зависимости несущей способными опор с проволочной арматурой от И членения прочности бетона в конструкциях центрифугированных опор стали широко применять смешанное армирование. В этих опорах наряду с напряженной проволочной арматурой устанавливается стержневая ненапряженная арматура из стали класса А-Ш (рис. 2.12). Установкой такой арматуры достигаются частичная компенсация происходящего в процессе эксплуатации опор снижения прочности бетона и повышение их надежности. В частности, установленное в опоры количество ненапряженной арматуры оказывается достаточным для воспри ятия половины действующего на опоры нормативного изгибающего момента при полной потере бетоном прочности на сжатие.
В связи с неблагоприятными последствиями для несущей способности опор и их надежности применения высокой и пени напряжения арматуры в конструкциях опор типа СП и СТ со стержневой предварительно напряженной арматурой принята степень напряжения арматуры 400-500 МПа, которая обеспечивает в предельном состоянии полное погашение предварительных напряжений. И по поведению в предельном состоянии эти опоры становятся аналогичными опорам ЖБК с обычной ненапряженной арматурой. Последние отличаются малой зависимостью несущей способности от прочности бетона.
Следует отметить также, что все центрифугированные опоры, кроме опор типа СТ, по геометрическим параметрам являются однотипными и иными. Решающую роль в обеспечении их несущей способности И надежности играют вид и параметры напряженной и ненапряженной арматуры. В связи с этим совершенствование этих опор как конструкций идет в основном в направлении совершенствования армирования.
51
Глава 2. Железобетонные опоры
Таким образом, центрифугированный бетон и центрифугированные опоры в силу особенностей технологии изготовления и конструктивных особенностей уже на стадии изготовления приобретают ряд свойств, определяющих надежность и стойкость опор в эксплуатации, и эти свойства необходимо учитывать при выборе системы эксплуатации опор. Для обеспечения их надежности необходимо назначать такую степень предварительного напряжения арматуры, при которой эти напряжения в предельной стадии полностью погашаются и опоры в этой стадии работают как конструкции с ненапряженной арматурой.
52
Глава 3