Дополнительные упражнения для языка

Организация занятий

Для большей эффективности занятий     оставлять ребенка с чувством, что мож-
необходимо создать благоприятные усло-   но что-то недоделать,
вия. Во-первых, подготовьте ребенка          Есть некоторые особенности проведе-
психологически к будущей деятельное-      ния отдельных видов работы. На началь-
ти. Объясните ему, почему надо учиться     ном этапе важно подготовить язык для
говорить правильно. Настройте его на        постановки звука. Поэтому почти все вни-
долгую, трудную, но интересную работу.   мание уделяется артикуляционной гим-
Во-вторых, приготовьте место для заня-     настике. Выполнение ее занимает 10-15
тий: небольшой стол, два стула одинако-    минут. Ребенок должен хорошо освоить
вой высоты. Для выполнения упражне-      основной комплекс упражнений. Если
ний для языка и последующей отработки   при этом возникают большие трудности,
звуков понадобится зеркало. Оно должно   то используются дополнительные артику-
быть такого размера, чтобы ребенок мог     ляционные упражнения, способствующие
видеть свое лицо полностью. Будет еще      повышению активности органов артику-
лучше, если Вы сядете с ним вдвоем не-     ляционного аппарата. Гимнастику следу-
ред большим зеркалом.                                  ет проводить каждый день, добиваясь чет-
Желательно проводить занятия сис-        кого, правильного выполнения заданий,
тематически, не менее трех раз в неде-        Каждое упражнение отрабатывается в
лю. Длительность одного занятия не   такой последовательности: называние и
должна превышать 30 минут. Вот воз-        показ упражнения взрослым, выполне-
можный план такого занятия: артику-         ние его ребенком, разбор взрослым оши-
ляционная гимнастика — 5-7 минут, от-     бок, повторное выполнение. Как правило,
работка звука (постановка, работа над         такой тренировке органов речи отводят-
речевым материалом) — 10 минут, паль-    ся 1-2 недели, затем приступают к по-
чиковая гимнастика, отдых — 2-3 мину-    становке звука.

ты, отработка звука (постановка, работа            На этапе постановки звука, сочетаю-

над речевым материалом, раскрашива-       щейся с дальнейшим развитием артику-

ние) — 7-15 минут. Эта схема лучше           ляционной моторики, нагрузка ребенка

всего подходит для 5-6-летних детей.          возрастает. Малыш быстрее устает, по-

Если же занимается 4-летний малыш  этому через каждые 7-10 минут необхо-

или ребенок с ослабленной нервной си-     димо давать ему время для отдыха, пере-

стемой, занятие можно сократить до         ключая на другие виды работы (игра с

15-20 минут.                                                    пальчиками, физкультминутка) продол-

Есть несколько правил поведения  жительностью 2-3 минуты,
взрослых и детей на занятии: не следу-       Далее следует этап автоматизации

ет приступать к занятию в дурном на-         звука в слогах, словах, предложениях,

строении; не стоит показывать ребенку      стихах и связной речи. Данная работа

свое нежелание заниматься; если у ре-        осуществляется постепенно. Не забывая

бенка что-то не получается, не кричите      тренировать язык с помощью артикуля-

на него, не настаивайте на выполнении,    ционных упражнений, проходят весь ре-

а договоритесь о том, когда он попытает-  чевой материал.

ся сделать это еще раз; не бросайте нача-           Завершающим этапом работы над зву-

тое, если не получается какое-то одно         ком будет дифференциация его с други-

задание, возьмитесь за другое, а к этому     ми звуками, с которыми ребенок его

обязательно вернитесь позже — нельзя       смешивает.

 

 


























Артикуляционная гимнастика

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

1. «Заборчик» — широко улыбнуться,     губами (т. е. губы слегка придерживают
показать сжатые зубы (верхние зубы сто-     кончик языка) и подуть на палец. Воздух
ят ровно на нижних). Удерживать такое       должен идти по середине языка через ма-
положение 5-7 с.                                               ленькую щель между языком и верхней

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед     губой. Делать глубокий вдох и долгий
«трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать        плавный выдох. Щёки не надуваются,
так 5-7 с.                                                             Повторить 2-3 раза.

3. Чередовать упражнения «Забор-         8. «Задуй свечку!» - положение язы-
чик» и «Слоник». Нижняя челюсть не         ка и губ как в предыдущем упражнении,
двигается, двигаются только губы. Повто-   Резко подуть на 2 пальчика («свечку»),
рять по 5-6 раз.                                                  Делать один глубокий вдох и 2-3 резких

4. «Непослушный язычок» — широ-      сильных выдоха. Щёки не надуваются.
кий плоский кончик языка пошлепать гу-    Повторить 3-4 раза.

бами произнося «пя-пя-пя...». Повторить       9. «Горка» - широко открыть рот,

3 раза.                                                                 улыбнуться, показать зубы. Кончиком

5. «Блинчик на тарелочке» — широкий языка упереться в нижние зубы. Спинка
плоский кончик языка положить на ниж-     языка поднимается вверх. Язык твёрдый,
нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли   не «вываливается» за зубы. Удерживать
блинчик и положили его остывать на та-     так 5-10 с. Повторить 2-3 раза,
релочку»). Язык не должен двигаться. Рот   10. «Ледяная горка» - сделать «гор-
чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое       ку» и указательным пальчиком ребёнка
положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.          надавить на «горку». Язык должен

6. «Чистим зубы» — открыть широко     быть твёрдым, сопротивляться давле-
рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кон-   нию пальца, не отодвигаться от нижних
чиком языка «чистить зубы» изнутри,          зубов. Удерживать так 3-7 с. Повторить
двигая им влево-вправо (сначала нижние,   3-4 раза.

потом верхние). Кончик языка должен         11. «Горка закрывается-открывает-

находиться за зубами. Губы улыбаются        ся» - сделать «горку», а потом, не уби-

все время, нижняя челюсть не двигается.     рая язык от нижних зубов, сжать зубы

Повторить по 5-6 движений в каждую         (губы - в улыбке, зубы видны), а затем

сторону.                                                            открыть снова рот (язык всё время упи-

7. «Больной пальчик» - положить         рается в нижние зубы). Повторить дви-
широкий плоский кончик языка между       жения 5-6 раз.




















ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

12. «Часики» — приоткрыть рот, вы-     и облизать губы языком по кругу по часо-
сунуть язык и двигать им влево-вправо от  вои и против часовой стрелки. Повторить
одного угла рта до другого. Повторить        по 2-3 раза в каждую сторону,
движения 5-6 раз в каждую сторону.            15. «Конфетка» — упереться кончи-

13. «Качели» — широко открыть рот,     ком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы
высунуть язык и двигать им вверх-вниз.     раздвинуты) — «спрятали конфетку за
Нижняя челюсть не двигается, зубы не        щеку», нажать несильно пальцем на щеку
прикусывают язык. Повторить движения    и язык (язык сопротивляется нажатию) -
5-6 раз в каждую сторону.                              «конфетка твердая!» Повторить по 2-4

14. «Шоколадка» -- приоткрыть рот       раза с левой и правой щекой.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: