Тема 16. Молодежь и армия.
Краткое содержание лекции
Армия как социальный институт, Внешние и внутренние функции армии как социального института. Служба в армии гражданский долг молодого человека. Нормативно-правовые основы службы в армии. Отношение молодежи к службе в армии. Основные направления в формировании отношения молодежи к службе в армии. Альтернативная служба в армии.
План лекции
1. Роль армии как социального института.
2. Отношение молодежи к исполнению гражданского долга
3. Трансформация отношения молодежи к службе в армии (советский и постсоветский периоды)
4. Формы альтернативной службы
План семинарского занятия
1. Значение армии как социального института
2. Нормативно-правовые основы службы в армии
3. Готовность современной молодежи к службе в армии
4. Правовые основы альтернативной службы
Практическое занятие
Проведите пилотажное исследование среди студентов своего вуза на тему «Отношение студенческой молодежи к службе в армии».
|
|
Тема 16. Молодежь и армия.
План лекции
1. Роль армии как социального института.
2. Отношение молодежи к исполнению гражданского долга
3. Правовые основы службы в армии
4. Формы альтернативной службы
1
Армия – это социальный институт, предназначенный для проведения политики государства средствами вооруженного населения и включающий совокупность всех вооруженных сил, находящихся на службе государства (ВДВ, ВМФ, ВВС и пр.)
Признаки армии как социального института:
а) армия – учреждение государственное. Как и государство в целом, армия защищает интересы правящей элиты, определенной социальной группы. Используется при разрешении различного рода (внутренних и международных) конфликтов, когда исчерпаны мирные средства наведения порядка;
б) вооруженные силы – правовая организация, функционирование которой соответствует законодательству страны и нормам международного права;
в) армия отличается от других социальных институтов тем, что обладает боевой мощью. Уже сам по себе этот факт нередко гарантирует неприкосновенность законного порядка, позволяет государству не прибегать к насилию;
г) являясь жестко авторитарной, иерархической системой, армия очень чувствительна к социальным изменениям и общественным болезням, реформы здесь проходят особенно тяжело;
д) будучи органической частью государства, армия порой используется не в общенациональных, а в местнических интересах отдельных политических деятелей или группировок.
Так, в начале 1990-х годов свыше 70 % населения бывшего СССР выступило за сохранение Союза, но армия, в лице высшего генералитета, поддержала Беловежское соглашение. Осенью 1993 года 70 % россиян сказало «да» народовластию, а армия по приказу Б. Ельцина расстреляла" всенародно избранный Парламент.
|
|
Функции армии как социального института
внешние:
· сохранение неприкосновенности границ;
· обеспечение суверенитета государства;
· помощь жертвам агрессии, союзникам.
внутренние
· обеспечение власти господствующей социальной группе;
· прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, грозящих развалом государству, т.е. сохранение его территориальной целостности;
· воспитание у граждан готовности защиты своей Родины;
· морально - психологическая подготовка молодежи к жизненным трудностям.
Типы ВС
а) профессиональные (разновидность – наемные);
б) армия на основе воинской обязанности;
в) милиционные (отсутствуют кадровые формирования);
г) всеобщее вооружение народа
2
Переходный период, характерный для российского общества и Вооруженных сил, обостряет множество проблем и противоречий, затрагивающих сферу взаимоотношений между обществом и армией.
Согласно результатам социологических исследований последних лет, отношение российской молодежи к современной армии весьма противоречиво, хотя лидирует нейтральное и негативное отношение молодых людей к службе. Причинами этого являются различные факторы:
· недостаточная информированность молодежи о деятельности военных структур,
· проблема неуставных отношений,
· негативные отзывы о воинской службе друзей и знакомых,
· сложившиеся отрицательные стереотипы.
В тоже время, армия воспринимается молодежью как неотъемлемый атрибут государства.
Среди устоявшихся ценностей современной российской молодежи по отношению к армии лидируют: ценности материально-бытового характера (карьерный рост, льготы и преимущества) и морально-нравственные ценности (ответственность, воинский долг, воинская честь).
Особое место в системе ценностных ориентаций занимает дисциплина. Наличие в армии неуставных отношений пугает практически всех молодых людей, что влечет за собой стремление избежать службы. Это серьезная проблема, для решения которой необходимо проводить и планировать систематическую, организованную и последовательную работу, включающую в себя диагностику, профилактику и искоренение отрицательных неуставных правил взаимоотношений в кругу военнослужащих.
Затрагивая вопрос о преодолении отрицательного отношения к службе в армии, следует обратить внимание, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Существует явная потребность в восполнении недостатка в информации, касающейся непосредственно организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или рассказов сверстников и друзей.
3
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) (действующая редакция от 22.12.2014) Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
|
|
Статья 1. Воинская обязанность
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:
· воинский учет;
· обязательную подготовку к военной службе;
· призыв на военную службу;
· прохождение военной службы по призыву;
· пребывание в запасе;
· призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ
Согласно данному ФЗ на службу в Армию призываются мужчины, которым от 18-ти до 27-ми лет, если они не находятся в запасе. На основании Закона, граждан, которые освобождаются от службы в Армии, можно разделить на три группы.
Первая группа:
Граждане, которым служить не позволяет состояние здоровья,
Лица, прошедшие или проходящие альтернативную гражданскую службу, службу в Вооружённых силах РФ или другой страны.
Вторая группа – граждане, обладающие правом на освобождение от призыва:
Граждане, имеющие учёную степень,
Лица, у которых отцы, родные братья погибли (умерли) во время службы в Армии или военных сборов, от болезней, увечий и т. д., полученных в названное время.
Третья группа – это граждане:
Которые отбывают наказание, назначенное в соответствии с УК РФ,
Имеют неснятую, непогашенную судимость,
Находятся под следствием.
Кроме того, существует категория граждан, которым предоставляется отсрочка от службы в Армии (подробнее следует смотреть в настоящем ФЗ, ст.24). Чаще всего отсрочка от призыва предоставляется по состоянию здоровья (на срок до одного года); гражданам, занятым постоянным уходом за родственниками (отец, мать, дети и пр.), гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях; гражданам, являющимся избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах; гражданами обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; гражданами которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;
|
|
Службу в Армии по призыву граждане проходят в ВС РФ, пограничных органах и внутренних войсках МВД РФ (иное предусматривается Законом). В настоящее время срок службы по призыву для военнослужащих составляет 12 месяцев.
4
Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об альтернативной гражданской службе»
Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
· несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
· он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,5 – 1,75 раза превышает установленный ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»