Г.
Решение упражнений на тему: «Рациональные и иррациональные системы уравнений»
Рациональные системы уравнений
Задача 1. Решите системы:
а) 
б) 
Иррациональные системы уравнений
Задача 1. Решите систему иррациональных уравнений:

Решение: Чтобы избавиться от иррациональности введем новые переменные.
Пусть:
(1),
тогда первоначальная система примет вид:
.
Решая полученную систему, например методом подстановки находим:
.
Подставим найденные значения в систему (1), получим:
.
Возведя обе части первого уравнения в квадрат, второго – в четвертую степень, получим систему:
,
откуда находим: 
Нетрудно убедиться в том, что найденное решение последней системы является решением исходной системы.
Ответ: (6; 5)
Задача 2. Решите систему иррациональных уравнений:

Решение:
Из второго уравнения системы имеем:
. (1)
Подставим в первое уравнение системы вместо:
правую часть равенства, получим:
или
(2).
Введем новую переменную:
положим:
(3)
и подставим в уравнение (2), получим квадратное уравнение от переменной
:
.
Находим корни этого уравнения, например, по теореме Виета:
.
Корень:
- является посторонним, так как через
обозначили арифметический корень.
Подставим,
в (3), получим:
.
Возведем обе части уравнения в квадрат и выразим
:
.
Подставим, полученное выражение во второе уравнение первоначальной системы:
.
Возведем обе части полученного уравнения в квадрат, при этом, чтобы не расширить область допустимых значений полученного уравнения, потребуем, чтобы:
(4).
;
.
В силу (4) корень:
- является посторонним.
Найдем значение у при:
:
.
Нетрудно убедиться в том, что пара (0; 4) является решением первоначальной системы уравнений.
Ответ: (0; 4).
Решение упражнений на тему: «Показательные и логарифмические системы уравнений»
Показательные системы уравнений

Логарифмические системы уравнений
Задача 1. Решить систему логарифмических уравнений:
.
.
Решение:
1. Решим первое неравенство по определению логарифма:

Проверка:
- верно;
- верно.
Решение первого уравнения имеет вид: х 1 = -1; х 2= 3.
2.Решим второе логарифмическое уравнение методом потенцирования:
ОДЗ (область допустимых значений переменной):
.
Преобразуем исходное уравнение:

- удовлетворяет условию (1).
Решение второго уравнения имеет вид:
.
3. Находим общее решение обоих уравнений: х =
.
Ответ: х =
.
Задача 2. Решите логарифмическое уравнение методом введения неизвестного (подстановкой):

.
Решение:
1.Решим первое логарифмическое уравнение методом введения неизвестного (подстановкой):
ОДЗ:
В первом слагаемом перейдем к основанию 25, воспользовавшись формулой:
Получим:
.
Так как
, т.е.
то умножив обе части уравнения на
получим:
.
Введем новую переменную, обозначив:
Получим квадратное уравнение относительно нового неизвестного
:
.
Решая его, находим

Используя обозначение
получаем:

Найденные значения удовлетворяют ОДЗ.
Решение первого уравнения имеет вид: х 1,2 = 
2.Решим второе логарифмическое уравнение методом приведения к одному основанию: ОДЗ:
.
Перейдем к основанию 2, используя формулу:
, получим:
,
,
обозначим:
, тогда:
.
Значит, 
Найденное значение удовлетворяет ОДЗ.
Решение второго уравнения имеет вид: х = 64.
3. Находим общее решение обоих уравнений: х =
.
Ответ: х =
.
Более подробно можно посмотреть: Богомолов, Н.В.Математика: учебник для СПО / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 401 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433286.






