Глава 2 Основные положения теории клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии

 

В начале данной главы мы бы хотели сделать оговорку. В связи с тем, что большинство работ К. Роджерса написаны от первого лица, и мы не преследуем цель сделать анализ литературы, а только излагаем его концепцию, то приведённый далее материал будет изложен так, как он взят из источников, без изменений.

 

Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения

1. Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности.

2. Глубокое понимание чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых в своем опыте, требует от партнера а общении всей сензитивности, на которую он только способен.

3. Дружеское общение в ходе поиска самого себя.

4. Доверие к «мудрости организма», ведущей к ядру проблем.

5. Помощь клиенту в том, чтобы он полно ощутил свои чувства.

Указание на все эти моменты, возможно, прояснит то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Чтобы сделать этот процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента.

 



Свойства отношений, которые способствуют личностному росту

 

В этой области не проводилось много исследований, но то, что есть, возбуждает интерес и вызывает на размышления. Интересные доказательства содержит тщательное изучение отношений между родителем и ребенком, проведенное несколько лет тому назад Болдуином и др. в институте Фелса. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие – демократичность». Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития (увеличение 10), развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Хотя вначале их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

В тех случаях, где отношение родителей было определено как «активно отвергающее», у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя». (1, с.83-84)

«Другое интересное исследование посвящено тому, как человек, которому помогают, воспринимает это отношение. Хайне изучал индивидов, пришедших за психотерапевтической помощью к психоаналитику, на психотерапию Адлера и на психотерапию, центрированную на клиенте. Независимо от типа психотерапии эти клиенты сообщали о сходных изменениях в себе. Когда их спрашивали, чем вызваны происшедшие в них изменения, они приводили объяснения, различающиеся в зависимости от ориентации тераписта. Однако более важным было их единодушное мнение о том, какие отношения с врачом помогли им. Они указали, что изменения вызвали в них следующие качества отношений: доверие, которое они чувствовали к тераписту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборах и решениях. Наиболее эффективным был метод общения тераписта с пациентом, когда первый прояснял и открыто говорил о тех чувствах пациента, к пониманию которых пациент приближался неуверенно и без полной ясности.

Из этих различных исследований, мы можем заключить: важнее являются отношения и чувства тераписта, чем его теоретическая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы тераписта. Именно это восприятие является решающим».(1, с. 85-87)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: