Педагогические способности и профессиональные качества учителя

Предмет и задачи педагогической деятельности

Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Выделяют три компонента педагогической деятельности:

 

1. Конструктивный. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся

2. Организаторский. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями.

3. Коммуникативный. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

 


Педагогические способности и профессиональные качества учителя

 

Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.


А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности:

 

· информационная функция (владение материалом и искусством его подачи);

· развивающая (управление развитием личности школьника в целом);

· ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы);

· мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);

· исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

 

Педагогические способности — важнейшие профессионально-значимые личностные качества учителя. Характеристика основных педагогических способностей.


Способности к педагогической деятельности определяются учеными как индивидуальные устойчивые свойства личности, которые состоят в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и способствуют созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого. По-иному, педагогические способности — это совокупность психофизических и интеллектуальных свойств личности педагога, обусловливающих успешность его профессиональной деятельности.


Исследования А.И. Щербаковым педагогического труда как сложной динамической системы, имеющей свою специфическую структуру, выделение им основных элементов этой структуры (конструктивного, организаторского, коммуникативного, информационного, развивающего, ориентационного, мобилизационного, исследовательского или гностического) позволили соответственно вычленить основные, наиболее важные педагогические способности.


По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности проявляются в умениях, являющихся критериями способностей (оценочным мерилом их развития).


 По Н.В. Кузьминой, к основным педагогическим способностям и соответствующим им умениям относятся:

— педагогическое воображение(умение прогнозировать результат своей деятельности и деятельности учащихся, предвидеть последствия того или иного педагогического действия и т.д.);

— организаторские способности(умение организовывать учебную и разнообразную деятельность учащихся на уроке и вне его, включать ребят в активное участие в эту деятельность);

— дидактические способности(умение логично, информативно и эмоционально объяснять учебный материал, закреплять его на практике, контролировать и педагогически целесообразно оценивать результаты учебной работы школьников и т.д.);

— педагогическая наблюдательность(об этой способности речь шла выше);

— способность к педагогическому такту, к коммуникации с учащимися, к организации педагогического общения.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: