Этап изучения нового материала

Урок к 75-летию Победы

Конспект урока литературы в 6 Б классе по теме:

 

«Любовь к Родине в годы военных испытаний. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша,  дороги Смоленщины» и Д.С. Самойлов «Сороковые»

Учитель русского языка и литературы МАОУ Абатская СОШ №1

                                                            Валентина Алексеевна Бабушкина

Тип урока - урок изучения нового учебного материала.

Цели:

Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством К. Симонова и Д. Самойлова, показать, как тема памяти и любви к Родине представлена в их произведениях, показать связь поколений, расширить знания учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Развивающая: Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций, Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости. Развитие навыка выразительного чтения, диалогической и монологической речи, развитие навыка литературоведческого, лингвистического анализа текста

Воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку, народу, Родине, истории.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портреты писателей, выставка книг о ВОв, мультимедийный проектор (для показа презентации), записи песен о войне, доска (на ней - незнакомые слова, которые учащимся нужно сопоставить с определениями этих слов и эпиграфы), учебники (текст - в них и текст некоторых стихотворных произведений – на слайдах),карточки с заданиями.

 

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвящёнными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.

Ход урока

На экране заставка, посвящённая Дню Победы. На доске – эпиграфы к уроку.

 

Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны...

Д.Самойлов

 

Какою ценой завоёвано счастье,

— пожалуйста, помните!

Р.Рождественский


Оргмомент. Вступительная часть урока.

Слово учителя: Ребята! Когда вы вошли в кабинет и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать, о чём будет наш урок. (О военной поэзии, поэзии о войне). Итак, тема сегодняшнего урока «Поэзия о Великой Отечественной войне». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в этом году. Что это за дата? (75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне).

Действительно, на уроке мы будем говорить о ВОв, на примере стихотворений К. Симонова и Д. Самойлова увидим, какое место эта тема занимает в их творчестве, а главное - постараемся решить для себя, какое место занимает это событие в нашей жизни.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Итак, всем нам известно, что Вов стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа.

 

Цели и задачи урока:

-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

- услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

- выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

- Кто мне подскажет, в каком году началась Великая Отечественная война?

-Как долго она длилась?

-Что вам известно о ней?

-Какие события войны вы можете назвать?

(Небольшое сообщение ученика о крупных сражениях ВОв. Дети записывают в тетрадь то, что говорит товарищ.)

Слово учителя:

О ВОв создавалось огромное количество военных песен.

Какие из них вы смогли бы назвать? (дети говорят названия песен, возможно с авторами)

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», сопровождаемая кадрами кинохроники о Великой Отечественной войне.

Учитель:

Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом.

О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа».

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Как вы думаете, помогали ли военные песни солдатам в годы войны? Каким образом?

Этап изучения нового материала.

Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с произведениями «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..» Симонова Константина Михайловича и «Сороковые» Самойлова Давида Самуиловича, которые были на войне, т.е. знали о ней не понаслышке.

Презентация (1-йслайд)

- А знаете ли вы какие-либо творения этого автора?

«Жди меня». 

2-й слайд (Ист. создания стих-я), прочитайте, пожалуйста, то, что написано на слайде.

(Ученик читает)

А сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы подумаете, на что похоже это произведение. (Молитва, заклинание)

3-й слайд (ученики смотрят) (Учитель читает наизусть)


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


 

(Комментарий учителя к прочитанному):

Солдат знает, что дома о нем помнят, что дома его ждут родные, близкие, поэтому он мужественно сражается с врагом, за свою семью, за свою Родину.

- А теперь мы более подробно остановимся на произведениях Симонова и Самойлова.

(Смотрят 4,5 слайды)

 - Что видим?

 (Учитель комментирует)

Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны.

Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным корреспондентом. Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя», вскоре стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны.

За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга. Важно сказать о том, что на фронте К.Симонов пишет стихи. Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.

На стих-е положена музыка. Прослушаем.

(Слушают, смотрят на текст «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» К. М. Симонова)

(Звучит стих-е, посвященное А. Суркову)


Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


1941

— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну.

(Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их)

КАРТОЧКИ

1 карточка - Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси».

Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от дождя их к груди...»

2 карточка -Как ты понимаешь фразу: у войны не женское лицо? Какими красками(цветами) ты бы изобразил войну?

3 карточка. -Подбери прилагательные к слову солдат (сильный, смелый…)

4 карточка. - Подбери прилагательные к слову война (жестокая, трудная…)

У доски – 1 человек. Слова – в 2 колонки. Эти слова являются незнакомыми. Нужно догадаться, что есть что. (Учитель помогает: необходимо выделить корень в слове или определить часть речи)

1. Кринка                   большая проезжая дорога.

2. Тракт                     глиняный горшок для молока.

  1. Плúсовый                 грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.

2. Просёлок             сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

1. Салóп                     пастбище, место, где пасут скот.

2. Пáжить               широкое женское пальто особого фасона

1. Окóлица                  изгородь вокруг всего селения.

2. Погост              это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.                              (Сейчас так называют сельское кладбище)









































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: