Тема урока: «Эти непростые 30-ые годы. Роман А. Рыбакова «Дети Арбата»»

Сегодня на уроке мы:

- познакомимся с творчеством А. Рыбакова, а именно с трилогией «Дети Арбата»;

- покажем взаимосвязь «сталинской эпохи» и молодого поколения;

- выявим отражение «времени» в образе молодого поколения.

1) Обратимся к афоризму: «Нет человека, нет проблем». Эти слова вложил в уста своего героя Анатолий Рыбаков в произведении «Дети Арбата», а герой – это Иосиф Виссарионович Сталин. Он настолько точно соответствует образу Сталину, что многие считают, что вождь действительно так говорил.

2) На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать трилогию «Дети Арбата».

Познакомимся с биографической справкой о А. Н. Рыбакове:

Родился А. Рыбаков в интеллигентной семье, мать увлекалась музыкой, хорошо пела. Отец - крупный инженер, имел прекрасную домашнюю библиотеку. На Арбате, в доме N 51 (там сейчас расположен первый в Москве видеосалон, а в то время помещался кинотеатр "Арс") прошло пионерское детство автора. Учился в Московской опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского (МОПШКа). Основной контингент ее составляли ребята, вернувшиеся с фронтов Гражданской войны. Автор вспоминает, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Как и Саша Панкратов, сам автор - двадцатидвухлетний студент Московского института инженеров транспорта- был репрессирован, три года отбывал в Сибири. В первые же дни войны А. Рыбаков ушел на фронт, воевал в 8-й гвардейской армии генерала Чуйкова рядовым. Закончил войну в звании майора, начальником автослужбы армии. Все военные годы он вел записи: "Нечто вроде дневника: из него-то (в городке Райхенбахе, в Германии, где прослужил еще год после Победы) и выросли наметки первой части "Кортика".

Писать А. Рыбаков начал в 37 лет (А. С. Пушкин и В. В. Маяковский к этому возрасту уже ушли из жизни). Ему удалось создать роман-эпопею обо всех живших и живущих, дать свой личный ответ на вопросы: почему такой дорогой ценой оплачена Победа? Где истоки трагедии 1941 года?

Ответы на эти вопросы требуют глубины знания эпохи, раскрытия связи исторических событий, определенных человеческих качеств.

3) Какова история создания "Детей Арбата"?

Роман предназначался молодежи 60-х годов. А. Рыбаков в одном из интервью рассказывал: "Когда я писал "Кортик", я еще не мог взяться за такую сложную эпическую вещь, как роман о своем поколении. Время, когда сил для такого романа прибавилось, совпало с таким общественно значимым событием, как XX съезд партии, где впервые говорилось о культе личности Сталина. Наметки романа появились в 40-50-е годы. Окончен он был двадцать лет назад". Журнал "Новый мир" в 1966 году обещал вскоре опубликовать произведение А. Рыбакова, но даже А. Твардовскому не удалось осуществить это мероприятие. Не удалась и "вторая попытка" теперь уже журнала "Октябрь" в 1978 г.

"Дети Арбата" увидели свет в 1987 году и очень удачно совпали со временем: именно сегодня роман понимается глубоко и заинтересованно. Сам А. Рыбаков в упомянутом интервью заявил: "Безусловно, публикация "Детей Арбата" является знамением времени. Не было бы марта 1985-го, не было бы у читателей этого романа". Вне обстановки гласности о "Детях Арбата" говорили б меж собой, вполголоса, а сейчас авторитеты в нашей философии, социологии, экономике и истории откровенно дискутируют в различных аудиториях, исследуют причины нынешние неприятностей, публикуя интереснейшие статьи.

"Дети Арбата" – это художественное осмысление пережитого народом, это роман о правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей послереволюционной и предвоенной эпохи. Начиная работу над романом, А. Рыбаков остановился на семерых действующих лицах (Саша Панкратов, Юра Шарок, Нина и Варя Ивановы, Лена Будягина, Максим Костин, Вадим Марасевич). Все они жили по соседству, дружили, делились сокровенными мыслями. Казалось, герои должны пройти один жизненный путь. Но драматически закончившийся убийством С. М. Кирова 1934-й год высветил главное в характерах персонажей. Закончилась безмятежная юность, и несправедливая реальность обступила детей Арбата. Каждому из них предстояло сделать выбор...

4) Художественный анализ произведения.

- Какими нравственными ценностями руководствуются герои, делая свой выбор?

- Молодые люди воспринимали жизнь по учебникам и политическим лозунгам. В конце двадцатых годов, как утверждает автор, арбатским ребятам Сталин вовсе не казался непререкаемым авторитетом. Молодежь 20-х годов сформировалась неспособной соглашаться на компромиссы, ни при каких условиях, неспособной искусственно сотворить себе кумира. И в этом начало их трагической судьбы.

Они не заметили, как сложилась и укрепилась слепая преданность одному человеку. Борьбой за идеалы стали прикрывать жестокость. Наиболее эгоистичные ранее другие почувствовали надвигающиеся драматические перемены и пытались приспособиться к ним.

Сама эпоха предоставила право выбора героям. В высших кругах шла борьба, которую нельзя было не заметить. Трагическая участь постигла старую ленинскую гвардию (Орджоникидзе, Дзержинского, Луначарского, Покровского), а без них в ореоле вседозволенности властвовали исполнители Воли (Ягода, Берия, Ежов).

- Какие общечеловеческие ценности создавало время? Это прежде всего честь, дружбу, благородство, нетерпимость к боли.

Жизнь экзаменовала каждого из семерых повзрослевших героев вариантом выбора.

А) Какой выбор делает Саша? (анализ фрагмента 4 главы).

Саша мог назвать Криворучко, спасая свою карьеру, но не сделал этого. Честный и принципиальный Панкратов выбрал верность долгу, человечность и стал средоточием моральной силы.

- Каковы причины ареста и ссылки Панкратова-студента? (Обвинили в неудачном выпуске стенгазеты, упрекнули в бестактности, когда он покритиковал "мертвые лекции").

- Как Саша воспринимает предъявленные ему обвинения? (Панкратов близок по судьбе автору; вырос на Арбате, учился в МОПШКе. Среда сформировала крепкий характер прямого и честного человека, не способного на предательство ни идей, ни идеалов, ни друзей. Он из тех людей, которые не гнутся, а ломаются. Саша не мог постичь, как в свободной стране могла с ним случиться такая беда. Панкратов думал, что это ошибка, его восстановят в институте, стране нужны такие инженеры, и он должен быть рядом с такими же молодыми, полными оптимизма товарищами).

- Почему от Саши ждут признания ошибок, хотят услышать, как он будет раскаиваться, чем будет оправдываться? (Баулину, Глинской и таким как они не важно, раскается ли Саша, нужно, чтобы он признал свою вину, и они как за ниточку будут разматывать клубок «преступлений» все с новой и новой силой. При этом будут страдать невинные люди, как и Саша Панкратов).

Б) Давайте прочитаем следующий фрагмент, после чего вы определите, какой выбор делает Юрий Шарок. (глава 3).

- Юрий Шарок должен был работать юрисконсультом на заводе, но выбирает более престижное занятие. Он выбирал, исходя из сути своего характера: жизненная сила Шарока основана на страхе перед диктатором. Юра избирает силу власти, которая определяет его бытие, снимает с него всякую ответственность.

- На что идет Шарок ради своей цели? (Он готов терпеть пренебрежение и унижение сейчас, зато потом в его руках будет власть позволяющая вершить судьбы).

- Как на фоне Юриного поступка выглядит Саша? (Саша честный и принципиальный, он никогда не пойдет просить за себя, а будет добиваться всего сам, его не остановят трудности. Рыбаков сам отмечает, что обратись к Будягину с такой просьбой Саша Панкратов, Будягин бы ему отказал – работать надо там, куда посылает партия! А тому, кого не уважаешь, можно бросить кусок. Ведь для Юры не важно, что о нем подумают другие, главное – конечная цель, и каким путем он ее добьется, уходит на второй план. Даже среди товарищей его никто не уважал.

5) Работая над романом, А. Рыбаков понял, что в канву романа все более властно стал входить Сталин: "Я все отчетливее осознавал, что без него - главной фигуры - картина эпохи не будет воссоздана во всем объеме".

И в самом деле. И. В. Сталин руководил нашей партией и государством почти тридцать лет. За это время страна преодолела немало трудностей: подавила контрреволюцию, провела коллективизацию, создала индустрию, прошла через Великую Отечественную войну к Победе. Люди привыкли связывать славу своей родины с именем Сталина. И, наверное, эта привычка толкает людей обращаться к автору "Детей Арбата" с письмами подобного толка.

Из писем к Анатолию Рыбакову:

 "Возмущает меня больше всего то, что не только Сталин показан недалеким, мнительным человеком. Врагов Советской власти, по роману, нет, Сталин выдумывает их, а кто же тогда убивал лучших людей страны? В 1939 г. в Орджоникидзе сколько людей погибло, это что, Сталин сделал? Как же мы социализм построили, фашистов разгромили? Ведь в романе народ наш показан отсталым, а сибиряки даже глупыми (иначе не скажешь). Пусть бы А. Рыбаков показал Сталина жестоким, допустившим ошибки, но умным, с которым считались главы государств".

Есть более категоричные письма: "...русскому народу повезло - в Политбюро нашелся т. Сталин, который сумел отгрызть левакам (Зиновьеву и Каменеву) их собачьи головы и сделать относительный прагматизм официальной линией партии". (Из почты журнала "Дружба народов").

- Подобные высказывания возможны потому, что долгое время история нашего государства представлялась в недосказанной форме: намеки, аллегория в освещении остросоциальных и политических проблем считались нормой. Нам известна горестная история пьесы "Дракон" Е. Шварца, а там автор только и посмел сказать, что "единственный способ избавиться от дракона – это иметь собственного". Блистательную аллегорию использовал Т. Абуладзе, создав в "Покаянии" маску тирана. О многих государственных и политических деятелях мы ничего" не знали, и только сейчас едва успеваем следить за потоком реанимирующей информации.

- Ознакомившись с некоторыми из документов прошлого, например, воспоминаниями о брате И. Т. Твардовского ("Юность", 1988, N 4), размышлениями Е. Носова "Что мы перестраиваем?" ("Литературная газета" от 24.IV.1999г.), письмом дипломата Ф. Раскольникова: "Бесконечен список Ваших преступлений. Бесконечен список Ваших жертв, нет возможности их перечислить. В лживой истории партии, написанной под Вашим руководством, Вы обокрали мертвых, убитых и опозоренных Вами людей и присвоили себе их подвиги и заслуги". ("Огонек", 1987, N 26), начинаешь понимать, какая огромная цена была заплачена авторитету Сталина.

В отечественной художественной литературе Сталин был представлен и как исторический деятель, и как литературный персонаж впервые в "Детях Арбата". Об этом свидетельствуют письма читателей, процитируем одно из многих: "...молодежь, начитавшись бульварных исторических романов, лучше осведомлена о достоинствах фаворитов Екатерины Второй, чем о ЕГО, Сталина, соратниках и "прискорбных" деяниях этих соратников разного калибра и усердия. Взбудоражены и читатели постарше, которые воспитывались фильмами типа "Падение Берлина". (Из почты журнала "Дружба народов").

- Мужественному, не потерявшему веру писателю удалось показать исторически точно события 30-х годов, раскрыть сущность людей, руководивших государством, развенчать те судебные процессы, которые происходили над честными людьми. В "Детях Арбата" психологически обосновываются поступки героев и их мысли. Автор рассказал об эпохе, в которой обесценивалась человеческая жизнь, когда расстреливали без суда, а судили после расстрела, когда личное мнение расценивалось как измена родине. Руководитель государства рассуждал: "Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем".

- С какой целью А. Рыбаков так подробно и последовательно исследует психологию власти? (А. Рыбаков, используя архивные-материалы, исторические факты и художественный вымысел пытается представить читателю "живого и действующего" Сталина. Показывает, как уверенность в собственной непогрешимости увела его от ленинских норм партийной и государственной политики. Помогает оценить действия государственного деятеля для будущих поколений, научить выявлять «приспособленцев» и бездарей. Чтобы не только вслед за А. Твардовским и Ю. Трифоновым подтвердить, что это было, но и объяснить, КАК ЭТО БЫЛО».

- До сих пор еще находятся люди, тоскующие по твердому сталинскому типу руководства, они уверены в том, что быть сильным - удел избранных.

- Мог ли всемогущий Сталин знать о существовании студента Панкратова?

Саша оказывается в сложной системе государственного механизма. Дядя Марк осуществляет почти немыслимые экономические планы Сталина, а племянник "запачкан в политике". Судьба Панкратова вплетается в сложный узел человеческих отношений: Софья Александровна, Варя, тюремный библиотекарь - добрые начала общества; борьба добра и зла прослеживается во взаимоотношениях Лены и Шарока, Березина и Дьякова. Герои представляют ту часть народа, из среды которого Саша и ему подобные могли реально противостоять Деспоту.

- Почему Саша не озлобился, не стал равнодушным после пережитого?

Живет исконное, человеческое чувство: Вари к сестре, Саши к матери. К концу романа нам известно одно – Саша выстоял, и не в последнюю очередь потому, что знал: «даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческие ценности. Сострадание – одно из них». «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито».

С этим сознанием встречает Саша декабрь 1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери он находит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которую Саша может тоже лишь после своего долгого пути: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли, все, что делает человека человеком!!!»

- Идеалы, которые сформировали взгляды, оставались незыблемыми для Советской страны, и, что бы с героем ни происходило, они не менялись. Всеволод Сергеевич говорит Саше: "...из осколков своей веры вы пытаетесь слепить другой сосуд. Но не получится: осколки соединяются только в своей прежней форме. Или вернетесь к своей вере, или отвергните ее навсегда". Оппонент не понял главного, "сосуд" нравственных законов не разбивался для Панкратова, потому он с честью выходит из жизненных испытаний. Он занял место в строю рядом с героями трифоновского "Исчезновения" и с «Зубром» Гранина.

6) Вывод.

Современники Саши Панкратова, разделившие в 30-х годах его судьбу, пишут автору письма, в которых благодарят за правдивое изображение эпохи: "Спасибо за правду, хотя горько ее было читать, плакала, представляя, как терзали отца. А он член КПСС с 1905 г., 11 лет отсидел в Александровском Централе Иркутска как политкаторжанин. Н. Волохова". (Из почты "Дружбы народов"). "С 1935 г. наш отец подвергался беспрерывным издевательствам, был отстранен от работы, лишен пенсии, а с 1937 г. безвинно ушел в безвестность и был предан забвению на многие годы. Реабилитирован посмертно в 1955 г. Семья Касьяна испытала все последствия преследований, гонений, голода, нужды, моральных издевательств. Даже сына-школьника, комсомольца принуждали к ответу за несуществующие "грехи" отца. А старшая дочь, комсомольский работник, была исключена из партии, изгнана с пятого курса института и безвинно репрессирована. Благодарим за Ваш прекрасный труд. Касьян Р. С.". (Из почты "Дружбы народов").

Общие выводы: "Дети Арбата" - произведение, которое вскрывает основной конфликт времени 30-х годов, убеждает, заставляет задуматься, осмыслить некоторые факты и явления по-новому. Характеры героев обрисованы со знанием жизни и тех ситуаций, какие встречаются в романе.

 

7) Д/З

План-конспект лекции урока и презентации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: