Правописание служебных частей речи

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»  7 класс

Вариант

 Часть А

Выберите ошибочное утверждение.

1) Частица – служебная часть речи. которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.

2) Частица – второстепенный член предложения со значением признака  предмета

2. Укажите сочинительный союз

1) словно 2) зато 3) потому что 4) хотя

3. Укажите ряд с производными предлогами.

1) насчет, в течение, вместо

2) из, по, в

3) в отличие от, до, из-за

4) в продолжение, из-под, на

4. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

1) Благодаря дождя 2) наперекор обычаю 3) согласно графику 4) вопреки предсказанию

 5. В каком предложении есть частица

1) Даже солнце сегодня светит ярче.

2) Из окон мне было видно море.

3) Бабушка крепко держала меня за руку.

4) Я люблю смотреть, как падает снег.

 6. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно

1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал

2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности

3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение

4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид

В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.

1) Он перевел деньги (на) счет в банке.

2) Изменить (в) роде, числе, падеже.

3) Дождь продолжался (в) течение недели.

4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.

                                            Часть Б

Прочитайте текст и выполните задания.

  (1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)

1. Определите стиль текста.

2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.

3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом

4. Выпишите все частицы из этого текста.

5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.

                              

                                                            Часть В

Выполните одно из упражнений (на выбор) из контрольной работы №4,которая прилагается далее

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»  7 класс

Вариант

 Часть А

Выберите ошибочное утверждение.

1) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

2) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения.

Укажите подчинительный союз

1) тоже 2) что 3) или 4) однако

Укажите ряд с производными предлогами.

1) из-за, в течение, вследствие

2) для, над, через

3) в продолжение, вокруг, благодаря

4) об, под, у

4. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

1) оплатить за билет 2) указать на недостатки 3) вера в правоту 4) согласно графику

В каком предложении нет частицы.

1) Вот уже кое-где мелькают деревья.

2) Понравилась ли тебе музыка?

3) Бежит и бежит вдаль дорога.

4) Ты же сам написал мне письмо.

В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно.

1) ничем (не) нарушаемая тишина, (не)большое озеро

2) (не)легко решить, (не)смотря на предсказания

3) путь (не) окончен, (не)стерпимая боль

4) (не) на кого надеяться, (не) знакомец

В каком предложении выделенное слово пишется слитно.

1)На лыжах (по) этому полю мы шли впервые.

  2) Что (бы) подарить другу на день рождения.

3) (В)начале апреля к нам вернутся птицы.

4) Это событие нас то(же) удивило.

                                                    Часть Б

                           Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Я люблю северный лес за торжественную тиши­ну которая царит в нем.(2) Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога. (3) Лишь между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья голубого неба. (4)Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся каки­ми-то гигантскими руками.(5) Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папорот­ники, которые топорщатся перистыми листьями.(6) Мяг­кий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. (7)Прибавьте к этому слабое осве­щение, которое падает косыми полосами сверху. (По Д. Мамину-Сибиряку)

1. Определите стиль текста.

2. Из предложения 3 выпишите предлоги с существительными.

3. Напишите номер сложного предложения с сочинительным союзом

4. Выпишите все частицы из этого текста.

5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.

 

                                                             Часть В

Выполните одно из упражнений (на выбор) из контрольной работы №4,которая прилагается далее

                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

 

Правописание служебных частей речи

  Упражнение 1. Напишите предлоги с существитеЛьНЫми1 раскрыв скобки. Подчеркните омонимичные существительные.   (На) счет учебы, (в) продолжени... целого месяца,  говорили (на) счет поездки, (в) течени... разговора, (по) среди лета, (по) середине комнаты, имей (в) виду, (в) виду окончания шко­лы, (в) виде конуса, (в) течени... реки, (в) прдолжени... романа, деньги перевели (на) счет школы, (за) счет предприятия совершили  поездку, (в) следстви... непогоды, (в) следстви... по делу появились новые факты, (в) виде замечания, (в) роде цапли, (в) место радости, (на) встречу волнам, (в) заключени..., (по) мере продвижения, (в) меру упитанный, (в) силу обстоятельств, (не) смотря на непогоду, (по) поводу переезда, (не) взирая на неприятности, (на) подобие пальмы.

Упражнение 2. Раскройте скобки: частицы бы и же сл едует писать раздельно, если их можно переставить на другое место  или отбросить; причем пишется слитно, если заменяетСя слова­ми притом, к тому же; зато = но, однако; затем - после; отчего = почему, оттого = потому; итак = следовательно (вводное слово); поэтому = потому, оттого; запомнить во что бы то ни стало, при этом, ни в какую, за этим, то есть

1. Кто-то бежал и (при) этом ломал цветы. 2. Вы чувствуете,  вероятно, то (же), что и я. 3. Он то (же) хотел поехать. 4. судите меня (по) тому, что я решил сделать. 5. Не судите меня, (по) тому  что я не мог поступить иначе. 6. (И) так, я еду учиться в Московс кий университет. 7. Ему не надо повторять правила, он (и) так их знает. 8. Она не могла забыть его, что (бы) ни говорили о нем люди. 9. Она не хотела, что (бы) его забыли люди. 10. Он жил так (же), как и все. 11. Он так (же) поехал вместе со всеми. 12. (До) что (бы) то ни стало ей хотелось победить на соревнованиях. 13. (От) чего так хорошо летом в деревне? 14. (От) чего его предостерегали, то и случилось. 15. Он родился в деревне, (по) этому хорошо знал деревенскую жизнь. 16. Она была талантлива и (при) этом трудо­любива. 17. (За) тем событием следовали мероприятия более инте­ресные. 18. (За) тем он поедет да соревнования.

Упражнение 3. Выпишите: а) краткие причастия с час­тицей не, деепричастия, глаголы (пишутся с нераздельно); б) предложения, где есть противопоставление (не пишется раз­дельно); в) причастия с зависимыми словами (не с причасти­ем пишется раздельно); г) не с числительными, с наречиями (кроме наречий типа весело) (не пишется раздельно); д) не с прилагательными, причастиями, существительными и наре­чиями на -о (типа весело), если при них есть слова далеко, отнюдь, вовсе или слова с частицей ни (не пишется раздель­но); е) не (раздельно) с наречиями на о (смешно), если они являются сказуемыми в безличном предложении; ж) не раз­дельно с краткими прилагательными, которые не имеют пол­ных форм и являются сказуемыми (не рад, не готов, не дол­жен, не способен).

(Не) слышно шума городского; (не) способен на подлость; (не) интересующийся в данное время; (не) интересный в данное вре­мя; (не) интересующий никого; (не) интересный никому; далеко (не) интересен; (не) интересен; (не) изучен; (не) проверены; не высоки; отнюдь (не) веселый рассказ; далеко (не) красавица; (не) добрый, но умный; (не) высокий, а низкорослый; (не) совсем так; сделано это(не) вчера; (не) решив; (не) готов заниматься; (не) читая- шумный, но (не) глубокий поток; (не) просохшие поляны; (не) просохшее с вечера пальто; звериный, (не) тяготеющий к зем­ле шаг; долго (не) смолкающее аплодисменты; (не) освещенные поляны; (не) освещенные солнцем поляны; нисколько (не) вдум­чивый; (не) заботясь; (не) стрижен; вовсе (не) легкий; говорил он (не) громко (не) тихо, а так, как следует.

 

Упражнение 4. Выпишите слова, которые пишутся слитно с частицей не. Здесь даны и случаи раздельного написания частицы не.

Не пишется слитно: 1) если слова без не не употребляются; 2) если при причастии нет зависимого слова; 3) если слово с частицей не можно заменить синонимичным словом без частицы не; 4) если при причастиях, прилагательных, наречиях на -о и существительных есть наречия меры и степени (очень, совершенно, почти, абсолютно, слишком, крайне).

(Не) знакомые соседи, почти (не) знающий, ничего (не) знающий, (не) годуя, (не) вежа, (не) совместимый с достоинством, (не) взирая на него, (не) мало говорили, все его (не) удачи, (не) описанная еще рукопись, человек очень (не) выдержанный, (не) выдержанный в - выражениях, нисколько (не) выдержанный, (не) уверенная походка, (не) уверенный в себе, очень (не) уверенный, нисколько (не) уверен­ный, (не) доумевая, (не) скоро приедет, (не) сдержанный врагом, (не) сдержанный юноша, совершенно (не) сдержанный юноша, (не) определенный на работу, человек (не) определенных занятий, (не) подготовленный ученик, (не) подготовленный по русскому язы­ку, нисколько (не) подготовленный, почти (не) подготовленный.

Упражнение 5. Выпишите в один столбик глаголы с при­ставкой недо-, в другой столбик слова с частицей не и пристав­кой до-.

 

Глаголы с приставкой недо- имеют Глаголы с приставкой до- имеют
значения неполноты действия, значение 'действие, не доведенное
недостаточности в сравнении с какой-то до конца"  
нормой.    

Причастия от них пишутся с не по общему правилу.

Рис (не) доварен, (не) докипяченное молоко, (не) дочитанный мною роман, план (не) довыполнен, сочинение (не) допроверено, книга (не) дописана, (не) допил чай, (не) дошила кофту, (не) доши­тая кофта, (не) дошитая сестрой, (не) доел свой обед, сознательно (не) доедал, (не) досыпал постоянно, (не) досыпал часто, (не) дове­сил товар, (не) дослышал, (не) доумевать, (не) доучесть, этого еще (не) доставало!, (не) достает терпения, (не) достал билет на кон­церт, (не) хватает терпения, (не) взлюбить, (не) дооценить, этого еще (не) хватало!, (не) дослушать его рассказ, (не) дописал рас­сказ, (не) догонял, (не) досмотрел фильм, (не) досмотрел ошибку.

 

Упражнение 6. Вставьте букву е или и в частицу.

Частица не имеет отрицательное значение, частица ни усилива­ет отрицание. Частица ни употребляется: 1) в наречиях и местоиме­ниях, в безударном положении (никуда, но некуда); 2) в устойчи­вых сочетаниях со значением неопределенности (ни пуха ни пера); 3) в предложениях с отрицанием не при однородных членах пред­ложения (не умел ни петь, ни танцевать); 4) в придаточных уступи­тельных (можно поставить союзы хотя, несмотря на, отдельно они не выражают законченной мысли).

1. Я, сколько н...любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас. (А. С. П.) 2. Что бы н...делали, чтобы н...говорили люди, они н...забы-вали об опасности. 3. Н...петь, н...танцевать сейчас он н...мог. 4. От него н...было н...слуху н...духу. 5. Как бы н...было тяжело, надо найти силы жить. 6. Н...чего н...слышу,н...чего н...вижу, н...чего н...кому н...ска-жу. 7. Н... с кем н...посоветовался. 8. Н...когда н...кого н...любил. 9. Успех у меня будет, если н...чего н...случится. 10. Я Вам н...враг. 11. Н...одно и то же мы любили. 12. Как н...протестуй, а правоту его надо признать. 13. Н...на мгновенье он н...забывал о своем положе­нии.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: