Анализ содержания текста

Контрольная работа в формате ГИА 9 класс.

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Латинские названия месяцев, которыми мы сегодня пользуемся, пришли к нам с юлианским календарём во времена принятия христианства на Руси. (2)Каждый месяц по юлианскому календарю делился на четыре недели. (3)Но раньше словом неделя обозначали воскресенье, а отрезок в семь дней называли седмицей. (4)Поэтому – то первый день после воскресенья и стали называть понедельником.(5)Другие дни недели обозначались порядковыми числительными, и только преднедельный день получил название субботы от древнееврейского слова, обозначающего отдых, покой.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) названия месяцев пришли (предложение 1)

2) месяц делился (предложение 2)

3) обозначали воскресенье (предложение 3)

4) день стали называть (предложение 4)

5) недели обозначались (предложение 5)

1. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Смысл названия вторника очевиден (1) но стоит добавить (2) что (3) называя некоторые дни недели (4) по порядковому номеру (5) русский язык перенимал византийскую традицию(6) изменив счёт начала недели с понедельника (7) а не с воскресенья.

1. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «огненных нитей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написание выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕСЦЕННЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ИЗРЕДКА – в наречии, образованном от прилагательного при помощи приставки ИЗ-, на конце пишется суффикс –А.

3) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от закорневого суффикса.

4) ВЫДУМАНЫ – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полном прилагательном.

5) (шире) ПЛЕЧ – в форме множественного числа имени существительного 3 склонения после шипящего Ь не пишется.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

(1)Галстук-бабочку Славке подарил друг Валька. (2)То была прекрасная бабочка! (3)Плотная, с двумя парами мощных крыльев из какого-то лоснящегося материала. (4)Валька помог надеть её поверх белой сатиновой рубашки, отошёл в сторону, причмокнул: вещь!

(5)После праздника последнего звонка Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками. (6)Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких макушек которых суетилась настырная мошка. (7)Как вдруг из частных домов, которые теснились в гуще опавших садов по соседству с посёлком, через дорогу, раздался крик:

— Пожар!

(8)И жирная лапа дыма вырвалась из крыши дома неподалёку, заворочалась, подкрашенная розовым тонким рисунком из искр и огненных хрупких нитей. (9)Славка почувствовал жёсткий комок в горле, будто бабочка на его шее с испуга дёрнулась от огня. (10)А тут ещё девчонки заволновались:

— Ой, пойдёмте отсюда!

(11)Лучше бы их здесь сейчас не было.

— (12)Человек в доме! (13)Сгори-ит! — заголосили в дымной тьме, и все ринулись к дому, тяжко, с нарастающей тревогой покряхтывающему, задыхающемуся от дыма и жара.

(14)Славка подбежал к веранде, схватился за ручку двери, но дёрнуть не успел — какой-то мужик осадил его:

— Голову ниже, балбес! (15)Глаза спалишь!

(16)И вдвоём, пригибаясь, они рванули дверь на себя. (17)Огонь — только не вниз, а вверх, в небо, — полыхнул из глубины веранды. (18)Кто-то плеснул ведро воды вперёд по ходу, кто-то добавил ещё одно, а мужик толкнул Славку в плечо:

— Вон лежит! (19)Потащили. (20)Ниже голову!

(21)Славка схватил лежащего на диване человека, живо потащил по полу к двери, мешая водоносам, которые плескали воду на стены, на стол с ворохом бесившейся в огне бумаги. (22)Вода шипела, набрасываясь на огонь, а тот изворачивался как бешеные змеи, рвался в сенцы — не пускали.

— (23)На крышу, на крышу надо! — загудели вокруг, когда сладили с огнём на веранде.

— (24)На крышу, — буркнул Славка, хотя зачем надо лезть на крышу, кого там спасать, он даже не догадывался.

(25)Мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, быстро полез. (26)За ним резво — всё тот же мужик. (27)Но вдруг отчаянно взвыли сирены пожарных машин, и верхолазы оказались под холодными струями ржавой, тухлой воды.

(28)Внизу их встретили как героев. (29)Славка надел пиджак, девчонки заохали: «Ты весь мокрый, тебе надо домой!» (30)Он, конечно, никого не послушал и, пока гулял допоздна, высох и согрелся. (31)Но когда дома, довольный собой и своим подвигом, он посмотрелся в зеркало, то ахнул: рубашка вся рыжая, в пятнах!

(32)Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось: рыжие пятна и разводы, словно размытый рисунок, остались.

—(33)Если б сразу пришёл, — вздохнула мать после пятой попытки вывести пятна, — может, и отстиралась бы. (34)Ничего, не расстраивайся. (35)Я её в чёрный цвет покрашу. (36)Тебе чёрное идёт.

—(37)Да ну! — только и сказал он ей в ответ.

(38)Мать покрасила рубашку, и, примеряя, Славка решил купить к ней белую бабочку. (39)Но Валька вовремя образумил его:

—Да куда ты в ней пойдёшь! (40)Не носят бабочку каждый день!

—(41)А зачем же их тогда сейчас везде продают? — удивился Славка.

—(42)Чтобы ты купил! — рассмеялся Валька. — (43)Для коллекции!

(По А. Торопцеву)

* Торопцев Александр Петрович (род. в 1949 г.)русский писатель, публицист.

Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Галстук-бабочку Вальке подарил друг Славка.

2) После праздника 1 сентября Славка, в тёмных брюках, сером в клетку пиджаке, новой белой рубашке под бабочку, гулял с одноклассниками.

3) Славка мгновенно скинул на руку однокласснице пиджак, подбежал к стремянке, подпиравшей старую яблоню, переставил лестницу к веранде, быстро полез.

4) Славка, конечно, сразу пошёл домой, высох и согрелся.

5) Мать кипятила рубаху и парила, но отстирать не получилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: