Электронные издания (электронные ресурсы)

Тема 2.10 Русская философия

Цель: формирование представлений о русской философии

Уметь:

- ориентироваться в истории развития философского знания;

- вырабатывать свою точку зрения и аргументированно дискутировать по важнейшим проблемам философии.

Знать:

- основные философские учения;

- главные философские термины и понятия.

 

Задание 1. Прослушайте видео лекции на тему: «Основные этапы развития философии» Русская философия часть 1,2, пройдя по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=ttX2c35znYA
https://www.youtube.com/watch?v=8mIatk_gqDY

Задание 2.  Выпишите: а) основные этапы развития русской философии, б) характерные черты русской философии.

Задание 3. Изучите лекцию: Русская философия

План лекции

1. Основные этапы развития русской философии, ее особенности.

2. Русская историософия (западничество, славянофильство, евразийство).

3. Философия всеединства. «Русская идея».

4. Русский космизм.

Основные понятия

Богочеловечество – личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).

Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась в XVI в. и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем «русская идея» разрабатывалась в период XIX – XX вв. (Ф.

Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев).

Соборность – как философский принцип славянофилов есть выражение органического единства общего и индивидуального.

Византизм – концепция поздних славянофилов (разработана К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском народе сильны идеи, которые составляли основу духовной и политической жизни Византии: монархическое государство, православие, отказ от земных благ. Поэтому Россия не Европа, а православный Восток.

Космизм – учение, согласно которому процессы развития на земле и в обществе взаимосвязаны с космическими. Следовательно, человечество способно объединиться на разумных началах и общечеловеческих

ценностях. Разработан Н. Федоровым, В. Вернадским, К. Циолковским.

Европоцентризм – учение, согласно которому Европа признавалась лидером мировой цивилизации.

Восточноцентризм – принцип ограничения роли европейской культуры в развитии мировой и русской культуры. Ярко выражен в евразийстве (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев).

Историософия (философия истории) – область философского знания рассматривающая историческое развитие во всем его многообразии. Историософия как проблематика русской философской мысли, разработана Н. Данилевским, Н. Бердяевым.


Краткое содержание

Любая форма философствования несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Поэтому следует выделять национальные типы философии, в том числе и русскую философию. Всему миру известны не только русские поэты, писатели, композиторы, но и философы, такие как П. Чаадаев, А. Хомяков, В. Соловьев, Н. Бердяев.

Русская средневековая философия развивалась под влиянием византийской православной философии, сочетавшей античные и христианские традиции. Реформы Петра I способствовали наиболее полному ознакомлению русских мыслителей с западноевропейской философией XVII – XVIII в. в. Начало своеобразного развития русской философии относится ко второй четверти XIX в. После социалистической революции 1917 г. многие философы оказались в эмиграции. Философия русского зарубежья дала целую плеяду великих мыслителей: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина. В целом русскую философию можно разделить на два направления: западничество и славянофильство, рассматривающие историософскую проблематику. Самобытной частью наследия русской философии является идеология евразийства, которая до недавнего времени была малоизвестной. Западники были убеждены, что россиянам надо учиться философии у Запада. К ранним западникам относят П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Они пропагандировали и защищали идею «европеизации» России, считая, что страна должна преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость за короткий исторический срок и стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации. Западники критиковали церковь, тяготели к материализму. Из их среды выросли революционные демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский). Первым самобытным русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794 - 1856). Философия Чаадаева связана с тревогой за судьбу России. Он видел особый путь России в том, что она находится между Западом и Востоком и обладает исключительностью. У нее особое предназначение. Взгляды Чаадаева сыграли роль в оформлении идей как западников, так и славянофилов. Оригинальным русским философским течением являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идею особой, мессианской роли России в мире. Из этого направления вышла русская религиозная философия. Славянофилы И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию. В отличие от западников они идеализировали русскую старину и полагали, что установление благопристойного миропорядка в России лежит не через заимствование ею западных политических структур, а через возвращение к истокам, развитие патриархального уклада русской жизни, последнее было искусственно прервано реформами Петра I. Славянофилы утверждали: Россия не просто не Запад, онаантипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь развития, у нее иной тип цивилизации. Общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов, наиболее важный принцип русского народа, определяющий его особый исторический путь. В конце XIX в. идеи славянофилов развивали Н.Я. Данилевский (1822 - 1885) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). В своей работе «Россия и Европа», Н. Данилевский показал мировой исторический процесс как развитие и смену культурно-исторических типов или самобытных цивилизаций. К. Леонтьев разработал концепцию византизма. Он считал, что Россию нужно изолировать от Европы и тогда она даст миру новую культуру. У Леонтьева идея противопоставления России Европе достигла своего апогея. Евразийство, появившееся в начале 20-х гг. XX в. В среде русской эмиграции и объединившее философию, историю, географию, экономику, психологию и другие области знания, явилось новым течением мысли. Наиболее известными евразийцами были: филолог князь Н.С. Трубецкой, экономист П.Н. Савицкий, философ Л.П. Карсавин, богослов Г.В. Флоровский, историк Г.В. Вернадский, правовед Н.Н. Алексеев. Определены основополагающие идеи евразийства как историко- культурной концепции: идея о России как особом этнографическом мире со своей самобытной культурой, о ее особом месте в мировой истории и особых путях развития; идея культуры как симфонической личности; идея распространения Церкви, Православия. Неоевразийство, постевразийство представлено Л.Н. Гумилевым, А.С. Панариным и др. В истории русской философии особое место занимает В.С. Соловьев (1853 - 1900), создатель первой цельной философской системы. Идея всеединства – это основа его мировоззрения. Всеединство означает взаимное проникновение, тождественность частей и целого. В философском плане понятие всеединства тесно связано с идеей соборности и «русской идеей». Вл. Соловьев отвергал индивидуализм. По его мнению, идея личного спасения – это «средневековое миросозерцание», дело прошлого. Спасаться надо не отдельными делами, а одним, общим делом человечества. Именно у Соловьева «русская идея» приобрела свое полное и философски осмысленное воплощение. Он надеялся, что славяне, и в особенности Россия, положат начало осуществлению свободной теократии. Представителем экзистенциализма в русской религиозной философии был Н.А. Бердяев (1874 - 1948). Центральное понятие в философии Бердяева – Личность, которая связывает человека с миром свободы и творчества. Творящий субъект включает мир в себя, его внутренняя жизнь открыта для свободы. В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов Запада. Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе и с ней связана «русская идея». Формулу «русской идеи» Бердяев выразил так: «Все ответственны за всех». Принцип цельности в русской философии нашел отражение в космизме, внутри которого есть естественно -  научное, религиозное, поэтически-художественное направления. В русском космизме встает проблема единства человека с космосом (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский). Концепции космизма опирались на эволюционные воззрения, которые были популярны в России. В русском космизме существовали тенденции фантастики, богословия. Человек, по Федорову, способен, благодаря познанию, опыту и труду, обрести даже бессмертие, воскресить ушедшие поколения. Личность в космизме обладает индивидуальностью и в то же время неотрывна от всеобщего. В чем же отличие русской философии от западной (рациональной) или от восточной (иррациональной) философии? В XIX – XX вв. русская философия приобретает свое коренное своеобразие, обогатившее мировую философскую мысль. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. То есть ее особенность определяется своеобразием исторического развития России. Для нее характерна социально-нравственная направленность, познание диалектики бытия. Русская философия, развивая идею о самобытности России, ставила во главу религиозное начало, православие. Поэтому ее субъект постоянно находится в центре общественного развития, он должен быть «философом», беря на себя ответственность за будущее своего народа.

Задание 4. Ответьте на вопросы, опираясь на текст лекции (устно)

1. Что такое «русская идея»?

2. Как вы понимаете «философию Всеединства» В. Соловьева?

3. Какова роль православия в истории русской философии?

4. В чем уникальность такого направления, как русский космизм?

5. На основе взглядов славянофилов Н. Данилевского и К. Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой миссии русского народа.

6. Как понималось представление «Запад – Россия – Восток» в евразийстве?

Задание 5. Ответьте на вопросы тест – задания письменно

 

Тест-задание

1. Знаменитое выражение «Москва – третий Рим»

было впервые высказано представителями:

а) русской литературы

б) русского правительства;

в) русской церкви.

2. Идея «Богочеловечества» была ярко представлена в творчестве:

а) П. Чаадаева; б) В. Соловьева; в) Ф. Тютчева.

3. Кто ввел понятие соборность?

а) А. Хомяков; б) Н. Карамзин; в) П. Чаадаев.

4. Как называется произведение Н.А. Бердяева, смысл которого «братство народов, искание всеобщего спасения»?

а) «Русская идея»; б) «История государства Российского»;

в) «Лицо России».

5. Основоположник русской религиозной философии, первый представитель славянофильства:

а) И. Киреевский; б) Н. Трубецкой; в) А. Герцен.

6. Кто из русских философов считается создателем «Философии всеединства»:

а) М. Ломоносов; б) В. Соловьев; в) А. Лосев.

7. Кто из русских философов-космистов автор концепции «общего дела»:

а) В. Соловьев; б) П. Флоренский; в) Н. Федоров.

8. Кто из русских философов ХХ в. сказал, что «свобода первичнее бытия»?

а) Н. Лосский; б) Н. Бердяев; в) М. Бакунин.

9. Назовите страну, через которую на Русь пришло античное наследие философии:

а) Италия; б) Византия; в) Германия.

10. Российский император – объект критики славянофилов:

а) Петр I; б) Николай I; в) Александр I.

Задание 2 и 5 выполняем письменно, выполненные задания отправляем до 14.00 часов 29.04

 

 

Почему не пользуетесь эл. учебным пособием А.А. Горелова издательство «Академия»? Обязательно изучайте темы базового учебного пособия в ЭБС. Старайтесь выполнять работы вовремя. Тема: «Русская философия» стр. 122 -132. А.А. Горелов, из-во Академия.

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Гуревич, П. С. Философ: учебник для среднего профессионального образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 457 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10200-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442455

2. Горелов, A.A. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 18-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 320 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: