ü ОБЪЕКТИВНЫЙ = определение индекса социальной позиции: доход, престиж, власть, образование. Каждый из показателей можно измерить в деньгах, степени влияния, количество лет учёбы.
ü Субъективный:
1) САМООЦЕНОЧНЫЙ, или метод «классовой идентификации» = выявлялось мнение респондентов о том, к какому классу, слою они относят себя. Впервые был использован Р. Сентерсом в 1949 г. В США. Как признал учёный, опрошенные не хотели отождествлять себя с низшим классом, но готовы были отнести к рабочимРеспондентам было предложено три выбора: высший, средний и низший классы. Позднее, в 1980-е гг. был предложен выбор из пяти классов: бедного, рабочего, среднего, высшего среднего, высшего.
2) МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РЕПУТАЦИИ = выяснение у респондентов, к каким классам и слоям они отнесли бы других людей – одно из первых исследований было проведено Л.Уорнером в конце 1930-х гг., США. Было выявлено 6 социальных классов: три основных и в каждом из них ещё подразделения – См. выше схему.
3. Социальная мобильность: понятие и виды. (П. Сорокин).
Ø Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы из одной социальной позиции (места,занимаемого в социальной структуре) в другую
Виды социальной мобильности |
Факторы социальной мобильности ( условия, влияющие на мобильность):
- на микроуровне - это близкое социальное окружение индивида.
- на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации и т.д.
КАКОЙ ВИД МОБИЛЬНОСТИ - НА КАРТИНКЕ?
КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ
«Вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и между слоями существуют некие «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой
Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для этого общества .Важнейшими из этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации
С точки зрения Сорокина, в любом обществе существует особый механизм, контролирующий процесс вертикальной циркуляции = механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт
Другими словами, внутри стратифици рованного общества существуют не только каналы вертикальной стратификации, но и своего рода "сито", которое просеивает индивидов и определяет им то или иное место в обществе. Основная цель этого контроля – распределить индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций.
В любом обществе этот механизм состоит из всех имеющихся социальных институтов и организаций, которые выполняют эти функции: семья, армия, церковь, школы, политические, профессиональные организации. Они являют собой не только каналы социальной циркуляции, но в то же самое время и "сито", которое тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям.
Некоторые из них, такие, как семья и школа, представляют собой механизмы, которые проверяют главным образом общие свойства индивидов, необходимые для успешного выполнения множества функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Другие институты, подобно профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специфические качества индивидов, необходимые для успешного выполнения специальных функций в той или иной профессии (к примеру, голос для певца, ораторский талант для политика, физическая сила для тяжелоатлета и т. п.).
П. Сорокин отмечал, что:
· Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в её трех основных ипостасях – экономической, политической и профессиональной.
· Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.
ЗАДАНИЕ:
1. Прочитать, освоить и законспектировать текст лекции.
2. На основе изучения представленного текста ответить на вопросы:
- с точки зрения Сорокина факторами/основой неравенства выступают: _______
- какие критерии стратификации добавил М. Вебер?
- неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных и имевших место при общинном строе – для какой теории данное положениеневерно?
- какой вид С. мобильности отражает картитнка на стр. 7?
3. Ответы написать в файле Word
4. Название файла – л. 5_ №группы_ Фамилия_ Имя (обязательно!!!)
5. Файл отправить на эл.адрес: ninanikeeva@yandex.ru.
[1] Nota bene – обратить внимание