Ответить на вопросы в тетради

Лекция 1.

История цветоведения

Наука о цвете объединяет в себе три области: физику, психофизику и психологию. Она связана с особенностями восприятия цвета человеческим глазом. Каждая область имеет свое отношение к цвету. Физика –отвечает за восприятие его глазами, основанная на свойствах и особенностях света, попадающего в глаз. Материал о квантовой электродинамике и свете отмечен в трудах Ю. Швингера, П. Дирака, В.Фока, С. Томана и др. Не малый вклад внесли русские ученые П.А. Черенков, В.Л. Гинзбург, И.Е. Тамм и др. [2]. Психофизика – реакция зрительного механизма в конкретных условиях; психология охватывает возможности влияния цвета на сознание. В первой половине XX столетия получила распространение прикладная наука о цвете, где цвет составил основу деятельности человека.

Как отметил Ван Гог: «В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе как для выражения настроения нельзя никак использовать». 

Цвет (от латинского слова «color» - «цвет») является средством художественной выразительности, передающим свойства предметного мира. Цвет – возникающее в органе зрения чувство при воздействии на него света. Он отражает и излучает от предметов световые волны.

Цвет и свет являются областью электромагнитных колебаний лучистой энергии, длина волны которых от 380 до 770 миллимикрон, они называются видимыми и, благодаря чему мы видим мир таким какой он есть [1]. Глаз человека способен отметить от 100 до 200 цветовых оттенков. В солнечном спектре принято различать семь основных цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. Цвета радуги и северное сияние успокаивают человеческий глаз, тогда как зрительное восприятие грома и молнии пугают.

Цветоведение является основой колористики. Колористика (от лат. «color» – цвет, краска) является наукой о цвете. Она изучает цвет в природе, основные цвета и его составляющие, цветовые характеристики, методы смешения цветов и цветовые гармонии, цветовые контрасты.

Свет делится на естественный и искусственный источник света. Солнце является для Земли естественным источником света, а Луна отражает свет от Солнца.

Каждому произведению изобразительного, монументально-декоративного или декоративно-прикладного искусства прошлых веков свойственна своя цветовая гамма. Как известно первым, кто отметил цвет являлся Аристотель (384-322 гг. до н.э.), позднее это были Рене Декарт (1596–1650), Роберто Гук (1635-1703) [4]. Они давали общие понятия о цвете. 

Первым ученым отметившим цвет и его свойства как явление был Исаак Ньютон (1643–1727), который выполнил несколько вариантов исследований в изучении света и возникновению цвета опубликовав свои результаты исследования в труде «Новая теория света и цветов»[2]. В 1666 году Ньютон использовал трехгранную призму при помощи которой разложил белый солнечный свет на цветовой спектр (с латинского – видение), состоящий из семи простых цветов (рис. 1.1).

 

 

Рисунок 1.1. Исаак Нютон.

Получение белого цвета из цветных составляющих

 

Данное явление назвали дисперсией, которая нам видна в виде радуги, кругов вокруг солнца и луны во время мороза. Круглые капли воды или кристаллики льда при попадании на них света показывают цветные дуги [3].

Оптические исследования Альхазена (XIII в.) были опубликованы в Европе в XVI в., что послужило основанием для развития оптики. Общее впечатление учения о цвете в период Ренессанса пестрота и эклектичность, что свойственно науки того периода.

Все цвета и оттенки сами по себе прекрасны, может даже являются символом святости, власти или зла и тьмы. Божественными и главными цветами считают: белый, золотой, пурпурный, красный, синий, желтый (золото), а такие цвета как: серый и коричневый часто не используют, а в живописи их стараются не применять совсем.

Необходимо упомянуть о том, что последовательные учения о цвете были созданы в Древнем Египте, Китае, Индии. На Востоке предполагалось использование 5 основных цветов, символизировавших стороны света и центр земли[1]. Египтянам и Грекам характерно использование красного, черного и белого цветов, а позднее в эту цветовую гамму добавляется желтый и синий цвет. Индии свойственно использование белого, красного, золотого, синего и желтого цветов. Китайские живописцы в эпоху Тан, занимались настенной росписью и росписью по дереву, где использовалась яркая цветовая гамма дающая красочность произведениям. Китайцы изобрели глазурованные краски для керамики, где использовали жёлтые, красные, зеленые и синие цвета. Китайская живопись отличалась многоцветием и натуралистичность до определенного периода, а позднее она стала монохромной и ахроматической.

Трехцветную цветовую гамму изучал русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765). В XVIII в. изучение света и цвета, развитие оптики приостановилось. Настало время, когда накапливается опыт и новые знания о цвете и свете. Именно в этот период появляются две новые самостоятельные науки о цвете – физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета [4].Великий русский ученый М. В. Ломоносов предложил гипотезу о трех компонентности цветового зрения, обращая внимание на то, что глаз человека воспринимает три цвета. Его труд «Слово о происхождении света» – яркий пример синтеза науки и искусства. Немецкий поэт и философ И. В. Гете также исследовал цвет. В своем «Труде о природе цвета» он отстаивает идею единства и неделимости света. Научность труда заключается в учении о контрастных явлениях [6].

В 1772 г. немецкий ученый Ламберт классифицировал цвета по светлоте и насыщенности. 1802 год знаменателен для Т. Юнга, так как он предоставил объяснение восприятия глазом большого количества цветов [7].

История цветоведения и колористики корнями уходит глубоко в древность, поэтому ученые поделили время на период до XVI в. и с XVII в. до наших дней.

Цвет изучают как с научной, так и с художественной точки зрения. В период до XVI в. цвета классифицировали согласно мифологии, где цвет сравнивался с определенным явлением природы или дорогой вещью: кровь, молоко, огонь, земля – красный, белый, черный. У каждого народа используется зеленый цвет – цвет зелени. В эпоху античности цвета классифицируют по их сочетаниям: темные и яркие, богатые и нищие, культурные и варварские. Основу учения о свете в Древней Греции составили два положения: утверждение о тождестве зрения и цвета и телесность цвета [6]. Ученые античности занимались изучением цвета и света. Платон предложил теорию, согласно который он предположил, что свет исходит как от внешних источников, так и появляется из глаз человека.

 Происходит деление цвета на живописный и архитектурный. В средневековой Европе христианская религия делится на «божественные» и «богопротивные» цвета или по-другому красивые и второстепенные: серый и коричневый. На цветовую гамму на востоке влиял ислам, где основным цветом был определен зеленый. О цветовых предпочтениях свидетельствуют описания рая – загробной обители праведников, где основу составляют четыре темно-зеленых сада, орошаемых двумя источниками. Метафорой райского сада служит многоцветный ковер [5].

Эпоха Возрождения, Леонардо да Винчи, основывался на минимальной палитре живописца. Однако в своей классификации он отметил четыре основных цвета: желтый, синий, красный, зеленый. В «Трактате о живописи»Леонардо да Винчи даются сведения о цвете имеющие и сегодня практическое значение для художников. Объединив цветовой ряд из шести цветов он создает пары сравнивая цвет с явлениями природы: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Выделены сочетаемые контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый.

С середины XVII в. происходят изменения представления о цвете. В 1810 г. немецкий живописец Ф. Отто Рунге, предложил цветовой круг, где объединил спектральные и ахроматические цвета, с добавлением белого или черного цвета[5].

 В XIX в. Г. Гельмгольц предлагает уделить внимание основным цветам, которые при смешивании дают дополнительные, выявив при этом основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность и светлоту. В работах В. Максвелла представлен материал по изучению восприятия цвета, его электромагнитную природу. Концу XIX в. характерна разработка Дю-Ороном цветной репродукции [1].

Все это указывает на то, что к концу XIX в. был завершен первый период научного подхода к изучению цвета.

В начале XX в. возникает необходимость в систематизации цвета. Такие ученые как: В.Оствальд, А.Г. Манселл, Ж. Гилдон и В. Райтон работали в области изучения цвета на примере цветового круга Ф. Отто Рунге[6] и на исследованиях смешивания цветов (рис.1.2).

 

 

Рисунок 1.2. Цветовая модель Рунге и Оствальда

 

Не менее значимый вклад в изучение цвета внесли знаменитые художники того времени: Клод Моне, Поль Синьяк, Анри Матисс, В. Кандинский, П. Мондриан и П. Клее. Немаловажную роль в изучении цветовых особенностей играют цветовые сочетания.

Изучение природы импрессионистами подтолкнуло их к новой системе передачи цвета. Изучение солнечного света, изменяющего естественные тона предметов в природе, обогатило художников-импрессионистов новыми научными знаниями. Моне (1840-1926) при изучении этих явления каждый час менял полотно, чтобы зафиксировать измененные цветовые рефлексы пейзажа и передать движение и изменения солнечного света и его отблесков (рис. 1.3.).

 

 

Рисунок 1.3. Клод Моне «Соборы», находящиеся в Париже.

 

Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные цветовые точки, утверждая, что каждое смешивание убивает силу цвета. Чистого цвета точки должны смешиваться только в глазах зрителя. Поль Сезанн (1839-1906) выявил свою систему цветового построения картины, что должно было составить основу цветовых закономерностей его картин. Сезанн применил метод пуантилизма для цветовой поверхности картин, где цвет переходил от холодного к теплому, от тусклого к светящемуся (рис.1.4.).

 

 

Рисунок 1.4. Поль Сезанн «Дом на холме»

 

Цветовая палитра широко используется живописцами и искусствоведами. Наука о цвете и природа цвета может изучаться с разных позиций. Люди искусства, живописцы, дизайнеры изучают воздействия цвета на практике, обладают знаниями в области психологии и физиологии цвета [5].

Все окружающие нас предметы имеют какой-либо цвет. Все, что имеет цвет мы может, все бесцветное – невидимо для нашего глаза. Явление цвета само по себе непросто, в нем содержится и объективное начало (свет) и субъективное (зрение).

Вопросы самоконтроля:

1. Дайте определение понятию цветоведение.

2. Охарактеризуйте термин колористика

3. Учение о цвете Исаака Ньютона

4. Русский ученый М. Ломоносов и его учение о цвете

5. Назовите и охарактеризуйте периоды изучения цвета и света

 

Ответить на вопросы в тетради


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: