Экологическое воспитание на уроках русского языка

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед - воспитывайте человека.

                                                                                         *китайская мудрость

 

Задачи экологического образования формулируются на основе четырех взаимосвязанных аспектов.

Научный – обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде.

Ценностный – формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает не только уметь видеть красоту окружающего мира, восхищаться им, но и вносить посильный вклад в охрану природы и восстановление окружающей среды.

Нормативный – ориентирован на систему норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный – формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, учит проявлять активность в решении экологических проблем (Экологическое образование: концепции и методические подходы. – М.: "Агентство Технотрон", 1996. 136 с.).

 

Анализ школьных учебников, входящих в региональный перечень учебных пособий и рекомендованных к использованию в школах, позволяет сделать следующие выводы:

· действующие учебные пособия по русскому языку содержат дидактические материалы экологического характера;

· количество упражнений, способствующих экологизации русского языка, незначительное;

· тексты, представленные в упражнениях, являются иллюстрацией языкового явления, и не предусматривается работа по теме, идее произведения и др.

 

5 класс:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

("Юный натуралист")

Данный текст может стать основой для формирования аргументативного типа речи, изучения темы "Рассуждение в повествовании". Учащиеся, осознающие себя в этом возрасте частью социальной группы, рассматривают проблемные вопросы: почему к красоте можно прикоснуться только сердцем? что могу сделать я, чтобы природа сохранялась?

 

6 класс:

Посередине обычно находился очаг. Строились жилища обычно в прибрежной зоне, на возвышенностях, поросших лесом. В долгие зимние вечера, придвинувшись ближе к огню, женщины чинили меховую одежду и обувь. В жилище, которое представляло собой полуземлянку с каркасом из бревен, снаружи приваленных дерном, обитало несколько семей. Ведь завтра мужчины их рода уйдут на охоту в тайгу. Вот так жили наши предки.

Задание: расставьте предложения так, чтобы получился текст. Выпишите из текста слова с приставками, объясните их правописание.

Работа может быть продолжена сообщениями учащихся, которые подготовлены по вопросам:

Что вы знаете о таежных местах? Изменила ли тайга свой вид в последнее десятилетие? Почему?

Продолжением может быть и дискуссия "Человек и природа: особенности взаимоотношений".

 

старшие классы:

Под влиянием человека тайга изменила свой первоначальный облик. Значительно уменьшилось количество многих ее представителей, а над (не) которыми из них нависла угроза исчезновения. Некоторые такие животные и птицы попали на страницы Красной книги. Отстрел их полностью запрещен, в заказниках создаются условия для увеличения их численности. Это – утка (мандаринка), чешуйчатый (крохаль), аисты, красноногий (ибис), журавли (японские), гусь (сухонос), орлан (белохвост), орел (беркут), сокол (сапсан), рябчик (дикуша). (Не) встречается более в лесах амурский тигр, горал, красный волк, хотя еще лет 30 назад они были здесь вполне обычными зверями. Богатый и разнообразный животный и растительный мир, обширные охотничьи угодья должны разумно использоваться и хорошо охраняться, чтобы теперь и в будущем (не) скудела наша природа.

Задание: спишите, раскрывая скобки, обозначая орфограммы.

 

Вербицкая Любовь Викторовна:

Изучая данную тему, я обнаружила один очень интересный сборник поурочных экологических заданий, направленный на экологизацию образования. Это серия «Экологические капельки», которая включает в себя экологические тексты (отрывки из художественных произведений, статей и выступлений известных людей, политические и научные новости) небольшого объема, сопровождающиеся грамматическим, пунктуационным или стилистическим учебным заданием.

Представляю Вам примеры заданий из этого сборника.

7 класс

2. Фонетика и орфоэпия (3 ч.).

В каком слове звуков меньше букв? В каких словах звуков больше букв? В каких словах все согласные звонкие?

Природа болела человеком. Человек не умел видеть Землю как живое страдающее существо. (Д. Гранин)

41. Правописание предлогов (2).

Спишите выделенные предложения, раскрыв скобки и вставляя пропущенные буквы.

В Европе процветают частные солнечные фермы

(В)течени.. последних лет крупные (энерго)компании, институты и ун..верситеты создают солнечные электростанции из обширнейших полей солнечных б..т..рей. Эффективность новшества сомнений не вызывает. (В)следстви.. этого частники (не)редко покрывают солнечными панелями крыши своих домов, чтобы снизить собственные энергетические расходы.

С недавних пор обычные фермеры начали отводить свои поля под собственные солнечные электростанции, чтобы зарабатывать на продаже электроэнергии. Нужно иметь (в)виду, что во всей Европе таких примеров пока счита..ые единицы, но они показывают любопытный и рентабельный путь развития альтернативной энергетики.

8 класс

35. Понятие обособления второстепенных членов предложения (2).

Запишите предложение с причастным оборотом так, чтобы он стал обособленным.

При таянии вечная мерзлота превращается в состоящий из озер, болот и грязи ландшафт. Этот процесс нельзя остановить. Вечную мерзлоту назад не вернуть.

41. Урок - деловая игра «Мы делаем газету» (2).

Подберите материал об эффективном вторичном использовании мусора.

Примите участие в выпуске газеты «Мысли глобально – действуй локально».

48. Виды сложносочиненных предложений (3).

Какой союз соединяет части сложносочиненного предложения?

Гольфстрим не только обогревает Европу, но и поглощает огромное количество углекислого газа из атмосферы.

9 класс

7,8. Повторение изученного: орфография и пунктуация.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчерните грамматические основы предложений, определите типы сказуемых.

…Мы собрались на Бали чтобы решить важнейшую проблему нашего века. Наука дает четкий ответ. Происходит изм..нение климата. После..ствия этого проце..а р..альны. Настало время действ..вать.

Нашей атмосфере (без)различ..но откуда и..ходят выбросы: из азиатской фабрики (северо)американского (вне)дорожника или в р..зультате обезлесения в Южной Америк.. или Африк... Это - моральный вызов нашемупок..лению. К нам (не)только пр..кова..ы взоры всего мира. Что более важно, от нас завис..т последу..щие пок..ления. Мы (не)можем л..шить наших детей будущ..го.

(Пан Ги Мун, Генеральный Секретарь ООН. Отрывок из речи на открытии Международной конференции ООН по изменению климата)

26. Эссе: понятие о жанре.

Как вы понимаете цитату? Напишите небольшое по объему эссе, взяв за основу мысль, высказанную А. де Сент-Экзюпери.

- Есть такое твердое правило, - сказал Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. (А. де Сент-Экзюпери)

Приведённые задачи относятся к курсу русского языка 7-9 классов. Экологизация русского языка способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли русского языка в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).

При решении таких задач у школьников:

· вырабатывается умение применять в жизни программный материал, понимать проблемы экологии и решать текстовые задачи на уроках;

· изучаются взаимосвязи, существующие в окружающем мире;

· формируется любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;

· развивается интерес к уроку и предмету в целом, понимание важности экологии

в жизни человека.

 

 

Определяя сущность экологического воспитания, Н. Е. Овчаренко выделяет следующие особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность.

 

 

А.Усачёв

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

 













Е.Шкловский

«Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой
И шепчут мне материки –
“Ты береги нас, береги!”

В тревоги рощи и леса
Роса на травах как слеза
И тихо просят родники:
“Ты береги нас береги!”

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком человек”
В тебя мы верим – не солги
Ты береги нас береги!

Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасной и родной
И шепчут губы: “Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу”.

 

 

3 задания по эколог.воспитанию:

5-7 кл.

1. Напишите сочинение по картине «…».

 

8-9 кл.

2. К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

Вставьте пропущенные знаки препинания.

 

10-11 кл.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: