Задание №2 Планирование комплексного подхода в формировании игрового опыта дошкольников в сюжетно –ролевой игре

Задание №1 Прочитать в Лекциях по игровой деятельности. –Сюжетно ролевую игру и её компоненты. Законспектировать в тетрадь таблицу Компоненты сюжетно –ролевой игры.

 

Задание №2 Планирование комплексного подхода в формировании игрового опыта дошкольников в сюжетно –ролевой игре.

Инструкция.

1. Прочитать текст

2. Определить тему сюжетно ролевой игры.

3. Определить возраст детей

4. Заполнить таблицу.

Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Дети естественным образом втягивались в мир игры. В современных условиях большого города дети лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложиться на педагога образовательного учреждения и родителей.

а) Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.

Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.

б) Второй этап – это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.

в) Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.

 Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.

г) Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:

· - сюжетные игрушки - предметы-заместители – воображаемые предметы;

· - подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:

· - совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

· - изменению игровой среды на основе общего замысла;

· - совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

· - решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.

· - использованию предметов – заместителей

Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей включает в себя и умение родителей поддерживать и развивать творческие игры ребенка. Воспитатели привлекает родителей к непосредственному участию в играх детей, приглашает их на «День игры». В вечерний отрезок времени откликнувшиеся мамы и папы берут на себя роль, учат детей определенным игровым действиям, т.е. передают ребенку свой игровой опыт. Вместе с тем родители осознают важность игровой деятельности для дошкольника. Наряду с этим воспитатель может оформить стенгазету «Игры наших детей», предложить для просмотра взрослым фотоальбом «Мы играем». При поддержке родителей можно организовать пешие прогулки к ближайшей стройке, экскурсии выходного дня. Чтение рекомендованной литературы обогатит детские игры новыми идеями.

 

Обогащение жизненного опыта детей Обогащение игрового опыта детей Активизирующее общение педагога с детьми в ходе игры. Создание предметно –пространственной среды Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры   Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры   Цель: способствовать развитию самостоятельной игры, поиску новых игровых задач и способов их решения   Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности   Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками  

Пример:

Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой

«ПОЛИКЛИНИКА», комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игрой в старшей группе

 

Планомерное обогащение жизненного опыта детей Планомерное обогащение игрового опыта детей Активизирующее общение педагог с детьми в процессе игры Проектирование предметно-игровой среды Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
  Чтение И. Туригин «Человек заболел» М. Грозовский «Доктор» (ж ДВ, 1987, № 9) В. Берестов «Лисица-медсестрица» И. Драч «Врач» Б. Житков «Обвал» А. Кондрашова «Наш доктор» Л. Кассиль «Сестра» В. Маяковский «Кем быть?» Л. Образцов «Лечу куклу» Синицина «С человеком беда» К Чуковский «Айболит» Я. Райнис «Кукла заболела» Л. Даскалова «Про мыло» (ж ДВ, 1991, № 2) Заучивание наизусть Э. Мошковская «Нос, умойся!» (36, 15) А. Барто «Мы с Тамарой санитары…» Загадки Экскурсия в медицинский кабинет Беседао профессии врача (с участием врача д/с) Рассказ о труде педиатра, окулиста, лора, врача ЛФК, м/с, регистратора Целевая прогулка к поликлинике Рассматривание картины «Врач» (серия «Кем быть?»), иллюстраций«Нас лечат разные врачи», «Медицинские инструменты» Рисование «Айболит спешит на помощь» Аппликация (коллективная) «Наша улица» Музыкальное развитие «Заболел наш петушок»  муз В. Витлина, сл А. Пассовой «Песенка о здоровье» муз Т Якушенко, сл О. Высотской     Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Что лишнее?», «Продолжи ряд» «Кто что лечит?» Театр на фланелеграфе «Айболит» Игровые упражнения «Мама вызывает доктора к больному ребенку», «Мама получает талон к врачу в регистратуре» «Главный врач проводит совещание», «Медсестра выписывает рецепт» Игра-имитация «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»   Создание подсказывающей ситуации «На нашей улице открылась поликлиника. Кто будет главврачом?», «Какие врачи работают в поликлинике?», «Кто еще работает в поликлинике?», «Доктор, проверьте все ли готово для приема больных?» «Кукла Катя плачет. У нее болит ухо. Отведи ее к лору.», «Ребята, давайте пойдем к окулисту, проверим зрение» Обращения по ходу игры «Вы лор? У меня болит ухо. Помогите мне.» «Кто пришел на прием? Проходите в кабинет» «Доктор, у куклы Маши поднялась температура и болит горло. Как ее лечить?» «Медсестра, выпишите рецепт», «Доктор, дайте, пожалуйста, направление к окулисту» Подключение к игре малоактивных детей Поощрение, похвала Побуждение к ролевым высказываниям   Атрибуты: коробка для хранения атрибутов, «Волшебный сундучок» для хранения предметов-заместителей; стол, стул, кушетка, ширма; окошко регистратора; таблички: «поликлиника», «педиатр», «лор», «окулист», «врач ЛФК», «главврач», «регистратура», медицинские карты, ящик для их хранения, телефоны, будильник, белые халаты, шапочки, сумка (чемодан) с красным крестом, пеленки, салфетки, градусники, шпателя, фонендоскоп, пипетки, шприцы, грелки, вата, бинт, лекарства (коробочки, баночки), пластмассовые стаканчики, мензурки, бланки рецептов;  шапочка с зеркалом для лора; таблицы с картинками, буквами и цифрами, указка, экран для закрывания глаза во время обследования для окулиста; мяч, обруч, гимнаст палка, мешочки с песком для врача ЛФК. Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками   Помощь в сговоре Разучивание считалок Ситуации «Кто нас лечит?» (14, 58) «Узнай возраст людей по картине (фотографии, скульптуре) «Лото настроений» (50, 39) «Угадай эмоцию» (50, 38) «Мое настроение» «Если заболел друг (бабушка, воспитатель, мама…) Общение «Я забочусь о глазах и ушах» «Мои органы зрения, слуха» (100, 7-12) «Мойдодыр» «Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице?» «Правила поведения в общественном месте» Этюды на выражение эмоционального состояния «Радость», «Горе», «Боль»  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: