Семинар 8. Налоговое и финансовое право. Основные этапы развития налогообложения

ЗТДО-16, Сидоренко А.А.

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–ХVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец ХVIII – конец ХIХ в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине ХIХ в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала ХХ в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Основные учения о налогообложении.

Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит, начиная с ХVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые теоретически обосновывают установление и налоговый режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

Кроме того, в ХVIII–ХIХ вв. возникает необходимость создания налоговой идеологии, государству становится необходимым обосновать для налогоплательщика целесообразность взимания налогов. В этот период начинают формироваться различные теории налогообложения.

Группа общих теорий, обосновывающих целесообразность уплаты налогов:

– теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Руссо, Радищев): налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому гражданин платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги;

– атомистическая теория (Монтескье, Себастьян Ле Претр де Вобан): налог – плата за услуги (реальные и абстрактные: право жить в цивилизованном обществе);

– теория удобств (Жан Симонд де Сисмонди): налог – цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

– теория страхования (Адольф Тьер, Э. де Жирардер, Джон Рамсей МакКуллох): налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога – обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

– теория налогового нейтралитета (Адам Смит, Д. Риккардо): налог – финансирование государственных расходов, роль налогов должна ограничиваться пополнением государственной казны, использование налогов для регулирования экономики невозможно;

– кейнсианская теория (Дж. Кейнс): налог – главный рычаг регулирования экономики, непременное слагаемое успешного развития экономики;

– теория жертвы (Б. Г. Мильгаузен): налог – пожертвование подданных своему государству.

Источники налогового права: понятие и классификация.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Финансовое право находится в ведении РФ.

В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

К предмету финансового права относятся:

1) отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

2) между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

3) между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

Предметом регулирования финансового права являются финансы.

Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

1. в зависимости от функций финансовой деятельности:

· мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

· распределения финансовых ресурсов государства,

· использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

· контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

· эмиссии денежных знаков;

2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:

· с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

· между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

3. по экономическому критерию:

· финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

· нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам:

· бюджетные,

· возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

· налоговые,

· неналоговые,

· отношения по государственному внутреннему долгу,

· по сметно-бюджетному финансированию,

· по государственному внебюджетному финансированию,

· по бюджетным кредитам,

· по государственному страхованию,

· по денежному обращению и расчётам,

· по валютному регулированию

 

4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Источники финансового права – это нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Нормативно-правовые акты в зависимости от юр. силы можно разделить на следующие группы:

1) Конституция РФ от 12.12.1993 (особенно статьи 71, 75). Документ, имеющий высшую юридическую силу, содержащий в себе разные норм права. Имеет прямое действие. Номы Конституции регулируют общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизированные и детализированные в ФЗ, нормы которых определяют финансовые положения. Нормы Конституции разграничивают предмет ведения РФ и ее субъектов в области финансов, это отражено в Бюджетном кодексе, в частности, в нормах, регулирующих доходы и расходы бюджетов субъектов РФ, межбюджетные отношения, в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.

2) Федеральные законы – нормы, принимаемые Парламентом (Федеральным Собранием):

· Конституционные ФЗ – законы, необходимость принятия которых предусматривает Конституция (о Президенте, о Правительстве);

· Кодифицированные законы (в виде кодексов) – Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Административный, Административно-процессуальный Кодексы РФ и др.

· Специальные законодательные акты – регулируют ту или сферу деятельности (О ЦБ РФ, Об аудиторской деятельности, О банках и банковской деятельности, О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ, Об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, О Счетной палате РФ, О валютном регулировании и валютном контроле, О бухучете и др.)

3) Подзаконные и нормативные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерств других центральных органов (ЦБ РФ, ВЦИК, Генеральная Прокуратура, Счетная палата), приказы, постановления, инструкции иных органов центральной исполнительной власти.

Кроме этого, в структуру источников финансового права входят также нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общепризнанные принципы и нормы международных оговоров, ратифицированные РФ (часть 4, статья 15 Конституции РФ). Например, «Договор об избежании двойного налогообложения», «Женевская вексельная конвенция» и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: