Тема Последовательность моделирования: подбор формы прически; оценка и выбор средств; разработка технологической последовательности различных приемов, операций

Лекция №16

 

Прическа состоит из пяти основных элементов: форма, пространство, линия, цвет и волна.

Форма – это общий контур прически. В первую очередь клиент обращает внимание именно на эту деталь, поэтому желательно, чтобы формы были просты и приятны для глаз. Этот элемент, правильно созданный парикмахером, позволяет достичь гармоничных пропорций всей фигуры в целом.

Пространство – это объем прически. Увеличивая или уменьшая его на необходимом участке головы, можно скорректировать форму головы в профиль и анфас.

Линии – создают форму, обеспечивают своеобразие прически и определяют направление движения волос. Линии бывают четырех типов:

- горизонтальные – зрительно расширяют формы;

- вертикальные – зрительно удлиняют и сужают лицо;

- диагональные – вносят ассиметрию, привлекают внимание к себе, отвлекая тем самым от мелких недостатков;

- изогнутые – придают прическе большую обтекаемость, делают формы мягкими.

Цвет – играет важную роль в прическе, как визуальную, так и психологическую. Он помогает связать воедино все детали в прическе. Светлые и теплые оттенки создают иллюзию большего объема, темные и холодные, напротив, зрительно уменьшают прическу, придают ей большую обтекаемость и гладкость. Посредством чередования теплых и холодных тонов достигается иллюзия толщины волос и дополнительного объема.

Волна – это определенный изгиб, присущий волосам. По типу волны волосы можно охарактеризовать как прямые, волнистые, вьющиеся или кудрявые. Можно создать искусственно ту или иную форму волны, чтобы добиться необходимого эффекта при создании прически.

Немаловажную роль в создании прически играют такие ее части, как челка, лицевые пряди и пробор. С помощью правильно подобранной формы этих частей можно корректировать не только форму черепа и лицевых костей, но и отдельные черты лица: нос, лоб, глаза, подбородок и т.п.

Композиционная проработка

Образная выразительность прически достигается при помощи определенного ее построения, т.е. композиции. Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Целесообразным единством композиции парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим.

В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт.

Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.

Отсюда проистекают следующие законы композиции:

· подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

· наличие композиционного центра;

· соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, а также с лицом и фигурой человека.

Существуют два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. От того, насколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Очень существенно иметь надежный метод анализа эстетических свойств прически в ходе проектирования самой модели. Для этого необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются: форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами, или приемами композиции, являются пропорции, масштабность, симметрия и асимметрия, пластика линий, ритмичные повторы, светотональность, цвет (контраст, нюанс).

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов и композиционных средств.

Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого, в нашем случае - образа человека.

Гармоническая целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон цельности композиции.

Форма прически

Форма – это общий контур прически, видимый под любым углом зрения. Она трёхмерна и изменяется в зависимости от угла зрения. Дает представление о форме прически также и силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

В любой прическе различают два вида форм:

· формы, которые составляют основу прически, ее объем;

· формы, которые служат для внешнего обогащения этого объема.

Говоря об объемности формы прически, следует иметь в виду два основных компонента ее структуры объем и пространство, поскольку любая форма так или иначе, взаимодействует с пространством, По признаку объемно пространственного строения прически, можно условно подразделить на три большие группы:

· относительно просто организованные, монолитные обтекаемые структуры, примерам которых могут служить прическа "паж", полностью заглаженные прически или прически, полностью проработанные ритмическими волнами;

· структуры, состоящие из разнообразных деталей типа локонов и им подобных, открытые для вхождения в форму пространства, т, е. структуры, представляющие собой сочетание материалов формы и воздуха, где пространство (пустоты) воспринимается как компонент формы;

· структуры, сочетающие е себе элементы первой и второй групп.

При оценке объемной формы прически наиболее важны два ракурса: вид прически спереди, со стороны лица, и вид сбоку, поэтому в работе парикмахера-модельера чаще других используются два силуэта - анфас и профиль.

Общая форма прически и ее силуэт сами по себе могут дать представление об идее прически, ее назначении и художественном замысле. Кроме того, контурные линии, ограничивающие силуэт, являют собой рамку, заполняя которую деталями, можно еще более выразительно выявить идейно-художественную сущность модели, усиливая декоративность ее решения.

Форма прически характеризуется также поверхностью. Поверхность формы по геометрическому характеру может быть прямолинейной и криволинейной, выпуклой и вогнутой, гладкой и ломаной. Наиболее яркими примерами ломаной поверхности служат мелковолнистые пряди, выполненными специальными гофрировочными щипцами. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению общей выразительности формы и силуэта прически. Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т.е. прическа должна быть функциональной.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т. е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие, или баланс – это не просто равенство величин, а согласованность всех ее элементов. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, с пластикой формы, со светотональными решениями отдельных частей целого. Баланс может быть симметричным или ассиметричным.

Симметрия эта полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей, линий и других элементов композиции. Осями симметрии в прическе принято считать воображаемые вертикальные линии, проходящие через середину лица и затылка. При симметричном балансе прическа по обе стороны лица выглядит совершенно одинаково, обе части прически находятся на равном расстоянии от центральной оси, имеют одинаковую длину и тот же объем при виде анфас.

Подобные формы причесок выглядят обычно не так модно и экстравагантно, как асимметричные типы причесок. Симметрия как средство гармоничного построения композиции чаще всего сообщает прическе спокойное равновесие отдельных частей и деталей формы. Ось симметрии при этом является осью равновесия.

В практике моделирования прически решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. Асимметрия в переводе с греческого означает несоразмерность. Для ассиметричного баланса характерно использование диспропорций для достижения сбалансированности черт лица. Противоположные части прически имеют разную длину или различный объем. Асимметрия бывает горизонтальной или диагональной, что придает форме динамику движения. В том и другом случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. Это достигается введением в композицию конструктивных и декоративных линий, деталей, украшений, зрительно создающих равновесие асимметричных частей прически. В правильной асимметричной композиции ни одна из частей не повторяется, но в то же время в ней сохраняется равновесие частей.

Конструкция прически

Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом конструкцией. В парикмахерском деле конструкцией принято считать систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели (компоновка).

В повседневной работе парикмахера-модельера конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижек и технологию укладки данной модели).

Чем сложнее форма, тем многообразнее конструктивные линии, выражающие ее. Такие линии могут быть прямыми, кривыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или наклонными, короткими и длинными. Сочетаться между собой они могут также весьма разнообразно, также они могут располагаться симметрично и асимметрично относительно центральной оси. Будучи необходимыми для построения формы, эти линии неотделимы от нее и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

Конструктивные линии – это рабочие линии, используемые при создании, как отдельных деталей, так и формы в целом. Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-то формообразующие части, имеющие довольно самостоятельное значение (например, височно-боковая, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т. д.), и различные линии cреза волос.

Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям. Здесь же нужно отметить конструктивную роль точки, от которой пряди могут расходиться в разные стороны или, напротив, встречаться, сходиться в ней.

В готовой прическе конструктивные линии могут быть малозаметны или не видны вовсе. Например, все проборы, на которые разбирают волосы перед накруткой, не видны в прическе, но они-то во многом и определяют ее будущую форму.

То же можно сказать и о разделении всей поверхности головы на отдельные участки при стрижке. Линии cреза волос на отдельных его участках, хотя это и не всегда заметно в прическе, также активно участвуют в формообразовании. Те же конструктивные линии, которые в прическе все-таки видны, чаще всего воспринимаются не как линии фасона, а как неизбежная закономерность построения основы формы.

Конструктивно-декоративные линии – это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, а с другой – прямо участвуют в эстетическом решении модели. Наиболее четкое представление о двойственном характере работы конструктивно-декоративных линий дает оценка в этом смысле модели прически скульптурной формы, полностью переработанной ритмическими волнами, выполненными холодным способом. Так как при создании такой прически мы не может эстетически обогатить ее форму, используя разницу объемов ее деталей (силуэт и все детали прилегающие), то в художественном ее решении ведущую роль приобретают линии волн (кроны), выявляющие главную конструктивную особенность этой модели. Они-то и несут основную эстетическую нагрузку: изменение ширины волн (т.е. изменение расположения кронов - конструктивных линий) меняет эстетическую ценность прически.

Использование конструктивно-декоративных линий в моделировании широко и многообразно: эстетически оправданное расположение линии пробора, хорошо проработанные линии волн, буклей, характер и чистота обработки окантовок и т. п.– все это имеет большой художественный смысл.

Декор в прическе

В украшении прически может использоваться многое: волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки непосредственно из собственных волос клиентки, характерные особенности вычесывания отдельных прядей, их лакировка, использование различных цветных пудр и т. п.

Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае, должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Применяя украшение в композиции прически, необходимо определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Отделка не должна противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Предположим, требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы. Такое украшение может придать композиции большую значительность, монументальность. Если по назначению прически, по пропорциям (в формальном отношении) все будет сделано правильно, но собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то вся композиция в целом окажется несостоятельной, поскольку прическа будет выглядеть неестественной, следовательно, и некрасивой. Видимо, в этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, по возможности, спрятав ее полностью или частично под волосами клиентки с таким расчетом, чтобы фактура косы не читалась в прическе. Вероятно, и украшение в этом случае нужно избрать такое, которое отвлекало бы внимание зрителя от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут оказаться ленты, обручи, цветы или бижутерия.

Вообще, следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, являющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции, когда украшение органически входит в композицию модели, придавая ей однозначный характер, например фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в тематической конкурсной прическе, или специфические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в торжественных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала, т.е. волос. Такими недостатками могут оказаться лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, которые по тем или иным соображениям представляются неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, мы создаем "композиционные мостки", очень помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с такой же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т. д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, сообщают модели дополнительную нарядность, придают большую образную выразительность.

Помимо украшений, специально изготовленных для дополнительной отделки причесок, существует также много других средств декоративного решения модели. К таким декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки и т.п. Такие декоративные элементы не могут существовать самостоятельно, вне главных, поэтому они должны подчиняться главным формам (предопределяться ими).

Когда украшение своим содержанием помогает выразить назначение и художественный замысел прически, она становится активным и выразительным элементом в композиции, и наоборот, украшение разрушает целостность композиции, если оно своим содержанием не соответствует общему назначению прически и исходным данным.

Следовательно, разработка того или иного декоративного решения должна находиться в неразрывной связи с исходными данными как конструктивно, так и эстетично.

Ритм в прическе

Одним из средств достижения гармонической связи элементов является ритм, т. е. повторность элементов и интервалов меж ними, объединенных по принципам тождества или нюанса в определенной, ясно выраженной закономерности (простейший пример – волны). Другими словами, ритм – это равномерное чередование отдельных элементов. В прическе он создает определенное движение, поэтому она может выглядеть спокойной или энергичной, мягкой или резкой. Если ритмичность нарушается или прерывается, прическа становится невыразительной и статичной. Он может быть быстрым или плавным. Быстрый ритм означает четко выраженные переходы: например, тугие локоны или крутые волны, или косички. Пышные и длинные волосы, которые слегка вьются, обладают плавной ритмичностью. Прическа может быть построена на ритмизации как прямых, так и кривых линий, в последнем случае ритмика устанавливается относительно не только величины формы, но и нарастания или убывания кривизны линий, наклонов этих линий к общей оси и друг к другу. Ритмическое построение формы прически определяется его конструктивной основой, которая, в свою очередь, зависит от технологического замысла. Композиционная ритмика в прическе должна начинаться с установления ритмического порядка основной формы. Общий ритмический строй крупных форм дополняется ритмикой мелких деталей.

Очень важным вопросом в композиции является ритмическая организация цвета, причем цвет может выступать в разных аспектах: как элемент композиции, подчиненный другому, более важному композиционному средству, или как главный организующий элемент, способствующий выражению замысла композиции. В этом плане решающее значение имеют психологические характеристики цвета, связанные с восприятием формы и ее поверхности. Важным является одно – какая бы цветовая гамма ни была выбрана, обязательно должна быть достигнута цветовая гармония. Ритмическая организация цветовых пятен очень часто соединяется с ритмикой линий. Особого внимания требует ритмическая организация контрастных цветовых пятен, которые создают наиболее активные хроматические композиции, обеспечивающие выразительное художественно-образное звучание прически. Ритмизации подвержены все свойства формы, ее части и детали: объемы форм внутри прически, конструктивные и декоративные линии, фактуры, светлотные и цветовые отношения, размер и расположение деталей и т. д.

Ритм, являясь чередованием элементов формы, предполагает соотношение ее частей, их постепенное количественное и качественное изменение. Объединяясь в определенной последовательности, элементы формы прически образуют ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок. Меняя ритмическую организацию прически, парикмахер-модельер изменяет и характер образа.

Размер повторяющихся деталей должен быть соизмерим (пропорционален) с чертами лица (крупные, мелкие) и с величиной прически в целом. Вид и направление линий и деталей, придающих прическе определенный ритм, соотношение их с формами лица создает те или иные эффекты. Например, горизонтальный ритм зрительно расширит лицо, диагональный ритм, наоборот, визуально удлиняет композицию. Спиральный, заключающийся в равномерном чередовании завитков по всей длине волос, или в пряди волос определённой длины, которая огибает центральную точку, лежит в одной плоскости и является в большей степени декором, и радиально-лучевой – его составляют линии, расходящиеся в разные стороны из одной точки головы – придают динамичность. Сочетание в одной модели прически различного ритма приводит к тому, что она становится асимметричной. Это делает прическу оригинальной и заметной. Частое повторение следует употреблять умеренно, так как в этом случае может возникнуть монотонность. С помощью ритма можно подчеркнуть форму стрижки, зрительно увеличить объем или обратить внимание на какой-то один элемент. Главное, чтобы ритм не нарушал общую гармонию прически. Ритмическая организация задает форме композиционное движение, которое можно усиливать или ослаблять, изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их структурную, тоновую, цветовую насыщенность и т. д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: