Ценности классифицируются на

ТЕМА 19: Духовная жизнь общества.

Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:

       Образовательные потребности: Философское понимание духовной сферы общества, его культуры и аксиологических основ.

Образовательные цели (результаты): Знать духовные и культурные ценности  современного общества.                                                                 

Вы должны знать:

  1. Духовная сфера общества.
  2.  Философия и культура.

3.  Аксиологические основы общества

Раздел 4. Основы социальной философии.

                                        Тема: Духовная жизнь общества.

Вопросы:

1. Духовная сфера общества.

2.  Философия и культура.

3.  Аксиологические основы общества

  1. Духовная сфера общества.

Духовная жизнь общества – это духовное освоение реальности.

Материальность и духовность – это важнейшие сущностные характеристики человека и они присутствуют в любом полноценном человеке.

Материальность – это природно-биологическое начало в человеке.

Гедонизм – это получение психофизиологического наслаждения (у животных – это половой, пищевой инстинкт).

Эгоизм – это получение личной выгоды в процессе общения с людьми,    оценка их по критерию полезности и выгодности для достижения личных целей и статусов.

•   Разумный эгоизм – это важный фактор для адаптации человека в окружающей среде, основанный на инстинкте самосохранения.

 Духовность - это специфически человеческий феномен.

•   Аскетизм – это добровольное ограничение некоторых потребностей человека во имя достижения религиозных, этических, социальных целей. Он раскрывает внутренний духовный мир человека, его: волю, творчество, целеустремлённость.

АЛЬТРУИЗМ - ЭТО БЕСКОРЫСТИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОМОЧЬ ОКРУЖАЮЩИМ, ИНОГДА В УЩЕРБ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ.

  Духовность упорядочивает общество и выводит человека из животного мира. Она стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека(Вальцев С.В., 2008, стр. 122-123).

К духовной сфере общества относятся: философия, религия, наука, культура, мораль.

Основными элементами духовной сферы общества являются:

  1. Духовная деятельность: деятельность сознания, дающая представление о материальном и духовном мире человека.
  2. Духовные ценности: научные теории, художественные произведения, религиозные устои.
  3.  Духовные потребности: потребности в усвоении и потреблении духовных ценностей.
  4.  Духовные отношения: общение между людьми и взаимообмен духовными ценностями.
  5.  Индивидуальное и общественное сознание человека:  

* Индивидуальное – это сознание конкретного человека.   

* Общественное сознание – аналог духовной культуры человека, т.е.совокупность науки, философии,  искусства, религии, морали и т.д.  Оно первично, т.к. является основой формирования индивидуального сознания.

Философия и культура.

Культура – это столь же сложное образование как и сама общественная жизнь.

В истории философии сложилось 2 точки зрения на вопрос о роли культуры в обществе:

1. Культура – это явление чуждое человеческой сущности, это средство закабаления человека.

Ж.Ж.Руссо: «Человек по природе антикультурен», «Культура – это зло, созданное для порабощения человека».

Ф.Ницше: «Культура подавляет естественные потребности и чувства человека».

Ж.П.Сартр, З.Фрейд: «Культура разрушает человека, т.к. ограничивает его свободу».

2. Культура облагораживает, очеловечивает человека и благотворно влияет на общество в целом.

И.Кант, Г.Гегель: «Культура – это область духовной свободы человека».

Современная философияимеет свыше 500 определений культуры.

Культура (ядро, основа, «душа общества»)- это

*Совокупность материальных и духовных ценностей;

*Способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой;

*Уровень развития общества;

*Накапливаемая в истории общества информация:

*Совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

*Наука, Искусство, Политика и т.д.

Культура не существует вне человека и наоборот. Нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Она помогает человеку искать смысл своей жизни и деятельности.

Культурный человек это тот, кто стремится овладеть культурой, т.е. получить знания о мире в целом, добиться высокого профессионализма в своём труде, тот, кто овладел культурой общения.

С 40-50 г.г. ХХ века в мире сложился новый тип культуры – массовая культура.

Она порождена развитием современных информационных технологий, массовых коммуникаций, развитием шоу бизнеса и индустрии развлечений.

Американские исследователи называют массовую культуру духовным наркотиком, т.к. она погружает человека в мир иллюзий, становится школой стереотипов, формирует массовое сознание и поведение людей.

Массовая культура заменяет человеку общение с живым искусством, тем самым способствует распространению духовно-нравственной проблемы глобального масштаба.

 

Аксиологические основы общества.

Учение о ценностях и их природе называется аксиология.

Ценности – это определённые объекты и явления, которые имеют значимость для личности, социума или культуры.

В сфере ценностей сконцентрирована вся смыслополагающая и целеполагающая система личности, т.к. при выборе цели и методов её достижения человек всегда ориентируется на сформировавшуюся у него систему ценностей.

Ценности выполняют следующие функции:

  1. Формируют социальные связи личности и реализуют социальные взаимоотношения.
  2. Являются ядром мотивационной системы личности и общества.
  3. Являются критерием оценки целенаправленной деятельности индивида и социума.
  4. Они осуществляют самоуправление поведения человека в социо-культурной реальности (например, через систему морально-нравственных ценностей).

Ценности классифицируются на: 

1.Положительные и отрицательные  (в зависимости от последствий реализации той или иной деятельности).

2.Материальные и духовные (по виду удовлетворяемых потребностей).

3. Субъективно - личностные (индивидуальный жизненный опыт) и над-индивидуальные (групповые, национальные, классовые, общественные).

4. Экономические, политические, религиозные, этические, экзистенциальные (по их содержанию).

5. Ценности цели и ценности средства (по их иерархичности: что важнее – «Высшая цель или средства её достижения»). Без ценностей – средств невозможна реализация ценностей- целей.

Одним из свойств человеческой личности является стремление к тому, чтобы её ценности разделяли другие люди.

В истории человечества ценности победителя навязываются побеждённым, ценностные ориентиры стоящих у власти рано или поздно находят поддержку у подчинённых.

Это реализуется на всех уровнях: личности, семьи, государства.

С точки зрения человеческой эволюции данное явление вполне объяснимо: сильные выносливые, волевые распространяют свой образ мышления и жизнедеятельности, вытесняя слабых, безвольных, не жизненно стойких.

С другой стороны, экспансия ценностей сильных, правящих и влиятельных часто носит деструктивный характер по отношению к слабым и незащищённым (например, на межгосударственном уровне).

Так, в современных условиях насаждение заказных ценностей тотальной глобализации и капитализации, где всё измеряется лишь материальными ценностями, духовная функция ценностей всё более занижается.

В результате смысловое содержание деятельности человека часто сводится лишь к обладанию «вещами и деньгами».

Домашнее задание:

1. Лекция.

2. Учебник 2. Главы 11,15,16.

3. Интернет-ресурсы.

4.Подготовить кроссворд по теме лекции (не менее 20 понятий).

5.Готовимся к дифференцированному зачёту.

Вопросы для повторения учебного материала:

1.Что включает в себя понятие материальность?

2.Что включает в себя понятие духовность?

3.Что составляет понятие гедонизм, альтруизм, аскетизм?

4. Каковы основные элементы духовной сферы общества?

5.Какое место в обществе занимает культура с точки зрения истории философии?

6.Что означает понятие культура в современной философии?

7.Кого можно назвать культурным человеком?

8.Что включает в себя понятие «массовая культура»?

9.Какую роль в обществе и в системе личности играют ценности?

10.Как классифицируются ценности?

11.Каковы ценностные приоритеты современного мира?

Источники литературы:

1.Грибакин, А. В.Основы философии (для СПО). Учебник: учебник / А.В. Грибакин. — Москва: Юстиция, 2019. — 345 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/930456

2. Гуревич, П. С.Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва: КноРус, 2019. — 478 с. — СПО. - Режим доступа: https://www.book.ru

Куликов, Л. М.Основы философии: учебное пособие / Л.М. Куликов. — Москва: КноРус, 2019. — 294 с. — Режим доступа: СПО. https://www.book.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: