ТЕМА 19: Духовная жизнь общества.
Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»
В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:
Образовательные потребности: Философское понимание духовной сферы общества, его культуры и аксиологических основ.
Образовательные цели (результаты): Знать духовные и культурные ценности современного общества.
Вы должны знать:
- Духовная сфера общества.
- Философия и культура.
3. Аксиологические основы общества
Раздел 4. Основы социальной философии.
Тема: Духовная жизнь общества.
Вопросы:
1. Духовная сфера общества.
2. Философия и культура.
3. Аксиологические основы общества
- Духовная сфера общества.
Духовная жизнь общества – это духовное освоение реальности.
|
|
Материальность и духовность – это важнейшие сущностные характеристики человека и они присутствуют в любом полноценном человеке.
Материальность – это природно-биологическое начало в человеке.
• Гедонизм – это получение психофизиологического наслаждения (у животных – это половой, пищевой инстинкт).
• Эгоизм – это получение личной выгоды в процессе общения с людьми, оценка их по критерию полезности и выгодности для достижения личных целей и статусов.
• Разумный эгоизм – это важный фактор для адаптации человека в окружающей среде, основанный на инстинкте самосохранения.
Духовность - это специфически человеческий феномен.
• Аскетизм – это добровольное ограничение некоторых потребностей человека во имя достижения религиозных, этических, социальных целей. Он раскрывает внутренний духовный мир человека, его: волю, творчество, целеустремлённость.
• АЛЬТРУИЗМ - ЭТО БЕСКОРЫСТИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОМОЧЬ ОКРУЖАЮЩИМ, ИНОГДА В УЩЕРБ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ.
Духовность упорядочивает общество и выводит человека из животного мира. Она стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека(Вальцев С.В., 2008, стр. 122-123).
К духовной сфере общества относятся: философия, религия, наука, культура, мораль.
Основными элементами духовной сферы общества являются:
- Духовная деятельность: деятельность сознания, дающая представление о материальном и духовном мире человека.
- Духовные ценности: научные теории, художественные произведения, религиозные устои.
- Духовные потребности: потребности в усвоении и потреблении духовных ценностей.
- Духовные отношения: общение между людьми и взаимообмен духовными ценностями.
- Индивидуальное и общественное сознание человека:
* Индивидуальное – это сознание конкретного человека.
|
|
* Общественное сознание – аналог духовной культуры человека, т.е.совокупность науки, философии, искусства, религии, морали и т.д. Оно первично, т.к. является основой формирования индивидуального сознания.
Философия и культура.
Культура – это столь же сложное образование как и сама общественная жизнь.
В истории философии сложилось 2 точки зрения на вопрос о роли культуры в обществе:
1. Культура – это явление чуждое человеческой сущности, это средство закабаления человека.
Ж.Ж.Руссо: «Человек по природе антикультурен», «Культура – это зло, созданное для порабощения человека».
Ф.Ницше: «Культура подавляет естественные потребности и чувства человека».
Ж.П.Сартр, З.Фрейд: «Культура разрушает человека, т.к. ограничивает его свободу».
2. Культура облагораживает, очеловечивает человека и благотворно влияет на общество в целом.
И.Кант, Г.Гегель: «Культура – это область духовной свободы человека».
Современная философияимеет свыше 500 определений культуры.
Культура (ядро, основа, «душа общества»)- это
*Совокупность материальных и духовных ценностей;
*Способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой;
*Уровень развития общества;
*Накапливаемая в истории общества информация:
*Совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;
*Наука, Искусство, Политика и т.д.
Культура не существует вне человека и наоборот. Нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.
Она помогает человеку искать смысл своей жизни и деятельности.
Культурный человек это тот, кто стремится овладеть культурой, т.е. получить знания о мире в целом, добиться высокого профессионализма в своём труде, тот, кто овладел культурой общения.
С 40-50 г.г. ХХ века в мире сложился новый тип культуры – массовая культура.
Она порождена развитием современных информационных технологий, массовых коммуникаций, развитием шоу бизнеса и индустрии развлечений.
Американские исследователи называют массовую культуру духовным наркотиком, т.к. она погружает человека в мир иллюзий, становится школой стереотипов, формирует массовое сознание и поведение людей.
Массовая культура заменяет человеку общение с живым искусством, тем самым способствует распространению духовно-нравственной проблемы глобального масштаба.
Аксиологические основы общества.
Учение о ценностях и их природе называется аксиология.
Ценности – это определённые объекты и явления, которые имеют значимость для личности, социума или культуры.
В сфере ценностей сконцентрирована вся смыслополагающая и целеполагающая система личности, т.к. при выборе цели и методов её достижения человек всегда ориентируется на сформировавшуюся у него систему ценностей.
Ценности выполняют следующие функции:
- Формируют социальные связи личности и реализуют социальные взаимоотношения.
- Являются ядром мотивационной системы личности и общества.
- Являются критерием оценки целенаправленной деятельности индивида и социума.
- Они осуществляют самоуправление поведения человека в социо-культурной реальности (например, через систему морально-нравственных ценностей).
Ценности классифицируются на:
1.Положительные и отрицательные (в зависимости от последствий реализации той или иной деятельности).
2.Материальные и духовные (по виду удовлетворяемых потребностей).
3. Субъективно - личностные (индивидуальный жизненный опыт) и над-индивидуальные (групповые, национальные, классовые, общественные).
4. Экономические, политические, религиозные, этические, экзистенциальные (по их содержанию).
|
|
5. Ценности цели и ценности средства (по их иерархичности: что важнее – «Высшая цель или средства её достижения»). Без ценностей – средств невозможна реализация ценностей- целей.
Одним из свойств человеческой личности является стремление к тому, чтобы её ценности разделяли другие люди.
В истории человечества ценности победителя навязываются побеждённым, ценностные ориентиры стоящих у власти рано или поздно находят поддержку у подчинённых.
Это реализуется на всех уровнях: личности, семьи, государства.
С точки зрения человеческой эволюции данное явление вполне объяснимо: сильные выносливые, волевые распространяют свой образ мышления и жизнедеятельности, вытесняя слабых, безвольных, не жизненно стойких.
С другой стороны, экспансия ценностей сильных, правящих и влиятельных часто носит деструктивный характер по отношению к слабым и незащищённым (например, на межгосударственном уровне).
Так, в современных условиях насаждение заказных ценностей тотальной глобализации и капитализации, где всё измеряется лишь материальными ценностями, духовная функция ценностей всё более занижается.
В результате смысловое содержание деятельности человека часто сводится лишь к обладанию «вещами и деньгами».
Домашнее задание:
1. Лекция.
2. Учебник 2. Главы 11,15,16.
3. Интернет-ресурсы.
4.Подготовить кроссворд по теме лекции (не менее 20 понятий).
5.Готовимся к дифференцированному зачёту.
Вопросы для повторения учебного материала:
1.Что включает в себя понятие материальность?
2.Что включает в себя понятие духовность?
3.Что составляет понятие гедонизм, альтруизм, аскетизм?
4. Каковы основные элементы духовной сферы общества?
5.Какое место в обществе занимает культура с точки зрения истории философии?
6.Что означает понятие культура в современной философии?
7.Кого можно назвать культурным человеком?
8.Что включает в себя понятие «массовая культура»?
9.Какую роль в обществе и в системе личности играют ценности?
10.Как классифицируются ценности?
|
|
11.Каковы ценностные приоритеты современного мира?
Источники литературы:
1.Грибакин, А. В.Основы философии (для СПО). Учебник: учебник / А.В. Грибакин. — Москва: Юстиция, 2019. — 345 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/930456
2. Гуревич, П. С.Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва: КноРус, 2019. — 478 с. — СПО. - Режим доступа: https://www.book.ru
Куликов, Л. М.Основы философии: учебное пособие / Л.М. Куликов. — Москва: КноРус, 2019. — 294 с. — Режим доступа: СПО. https://www.book.ru