Прокладочные и набивочные уплотнительные материалы

Смазочные, набивочные и прокладочные материалы.

Смазочные масла и смазки представляют собой продукты переработки нефти. Их назначение:

1. В узлах трения для предотвращения и снижения износа трущихся поверхностей

2. Уменьшения потерь на трение

3. Масла охлаждают трущиеся поверхности при вращении

4. Предохраняют поверхность от коррозии

5. Способствуют увеличению срока службы.

Выбор смазочного материала и способа смазки производят в зависимости:

· От конструкции смазываемых узлов

· Условий работы

Наиболее распространены:

· Жидкие минеральные масла

· Пластичные (консистентные) смазки (пасты)

Для повышения рабочих свойств масел и смазок (увеличения вязкости) к ним добавляют в небольших количествах присадки.

Минеральные масла-продукты переработки нефти.

Основные характеристики минеральных масел:

1. Вязкость

2. Температура вспышки

3. Температура застывания

Вязкость-свойство слоев смазки сопротивляться относительному сдвигу – это основной показатель качества смазочного материала. Вязкость при рабочей температуре д.быть оптимальной, т.к. повышенная вязкость увеличивает сопротивление в трущихся парах. Понижение вязкости приводит к снижению зазора, а, след-но, повышенному износу.

С повышением температуры вязкость резко снижается.

Вязкость минеральных масел выбирают с учетом удельного давления и относительной скорости трущейся пары.

С увеличением давления и снижением скорости применяют более вязкие масла.

Температура вспышки – это температура, при которой пары масла, нагретые в определенных условиях, вспыхивают при поднесении пламени и горят не менее 5 секунд.

Чем выше  температура вспышки, тем дольше смазочные материалы сохраняют сохраняют свои свойства при нагревании, лучше противостоят испарению и образованию взрывоопасной смеси.

Температура застывания – температура, при которой масло теряет текучесть.

В зависимости от целевого назначения масла имеют различные свойства и подразделяются на:

· Моторные (авиационные, автомобильные, дизельные, для реактивных двигателей и газовых турбин)

· Масла для паровых турбин (цилиндровые, турбинные и компрессорные)

· Трансмиссионные (автомобильные, для гипоидных передач, осевые)

· Индустриальные общего назначения

· Электроизоляционные масла и жидкости (трансформаторные, кабельные, конденсаторные)

В процессе использования масел по назначению они теряют свои первоначальные свойства из-за засорения, окисления (при высокой температуре), разжижения.

Отработанные положенный срок масла необходимо собирать и направлять на регенерацию (очистку перегонкой).

Пластические смазки

Их основные показатели – температура каплепадения; число пенетрации.

Температура каплепадения показывает, при какой температуре смазка расплавляется (падает первая капля), превращаясь в жидкость. Эта температура характеризует температурный предел работоспособности смазки и она д. быть на 15-20 градусов выше рабочей температуры.

Число пенетрации характеризует густоту смазки. Чем выше число, тем смазка более подвижна.

Пластичные смазки – минеральные масла, загущенные мылами или твердыми углеводородами.

· Они не текучи и их вязкость мало зависит от температуры – это преимущество перед маслами.

· Выполняют роль не только смазочного, но и уплотнительного материала (герметик)

· Срок службы и герметизирующая способность смазок выше, чем у масел

· Используют для консервации-защиты поверхности механизмов при длительном хранении.

В зависимости от сферы применения смазки делятся на:

· Антифрикционые (солидол, смазки ВНИИ НП, ЦИАТИМ-202)

· Защитные (общего назначения-графитная, ПВК, ГОИ; для смазывания рессор автомобилей, шестерен; защитные канатные-ТОРСИОЛ-55, К-17)

· Уплотнительные (резьбовые, арматурные, вакуумные (паста ВНИИНП-246 для подшипников, работающих в вакууме)

В инструкции по эксплуатации машин помещают карту смазки, указывающую, какие узлы, какой смазкой (указывают сорт и ГОСТ) следует смазывать.

Если указания не соблюдать, то неизбежны повышенный износ и преждевременный выход из строя механизма.

Консистентные смазки хранят в закрытых помещениях или под навесом в деревянных бочках.

Нельзя смешивать различные сорта смазки!

 

Прокладочные и набивочные уплотнительные материалы.

Для придания плотности и герметичности соединениям деталей машин и устранения возможного просачивания жидкости и прорыва газов используют прокладочные и уплотнительные материалы. Они д.быть прочными и упругими.

1. Бумага и картон – листовой материал, изготовленный из растительных волокон. В зависимости от способа обработки картон приобретает масло- и бензостойкость, электро- и термоизоляционность. Это прокладочный и изоляционный материал.

2. Фибра – разновидность бумажного материала, пропитанного раствором ZnCl. Из нее изготавливают шайбы, прокладки, втулки, высокопрочностной материал. Он хорошо поддается механической обработке. Его недостаток – высокая гигроскопичность, поэтому  при увлажнении он деформируется.

3. Асбест – естественный волокнистый минерал. Состоит из кремнезема и окиси Fe и Са. Обладает высокой огнестойкостью, выдерживает температуру до 500 0 С. Из асбеста делают волокно, нити, шнуры, ткани, листы, бумагу, картон.

4. Паронит - листовой материал из асбеста, каучука и наполнителей. Применяют для уплотнения водяных и паровых магистралей (с давлением до 5 Мпа и температурой до 450 0), для уплотнения трубопроводов и арматуры для нефтепродуктов: бензина, керосина, масла.

5. Войлок – листовой пористый материал, изготовленный из волокон шерсти. Воздушные поры в нем не менее 75% объема. Обладает высокими амортизирующими свойствами. Используют для набивки сальниковых уплотнений и изготовления прокладок.

6. Техническая кожа – используют в виде манжет и прокладок для вентилей и кранов холодного водоснабжения, также для приводных ремней.

7. Трепаный лен в виде прядей, пропитанных свинцовым суриком или белилами, разведенными на олифе. Применяют для уплотнения резьбовых соединений трубопроводов.

8. Смоляная прядь – обработанные древесной смолой лубяные волокна. Применяют для заделки раструбов чугунных и керамических канализационных труб.

9. Пеньковый или джутовый канат – пропитанный или без пропитки для уплотнения раструбов.

10. ФУМ – фторопластовый уплотнительный материал для уплотнения контргаек и набивки сальников в санитарно-технической арматуре. Сохраняет высокие свойства водо- и теплостойкости в течение 3-х лет.

11. Техническая листовая резина бывает

· Кислотощелочестойкая

· Теплостойкая

· Морозостойкая

· Пищевая.

Изготавливают уплотнительные прокладки для фланцевых соединений, профилированную листовую резину, мастичные жгуты.

 

Пропитки:

· Из натуральной льняной и конопляной олифы

· Свинцовые густотертые белила

· Цинковые белила + Олифа

· Графит + натуральная олифа

· Техническая сера (для заделки стыков раструбов в расплавленном виде)

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: