СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с №8 «Золотой петушок»
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми, зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям.
Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
|
|
Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через приобщение их к театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
- развивать творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
- учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
В процессе театрализованной деятельности развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Формы работы с детьми:
Театрализованная деятельность является составной частью непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития, речевого, художественно - эстетического и, конечно же, украсит любой праздник. Ежедневно включаю театрализованную деятельность во все формы организации педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения.
|
|
Ни один праздник не обходится без театрализованной деятельности. У детей развиваются эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; ребёнок открывает в себе новые способности и таланты, у него развиваются уже имеющиеся навыки, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Дети объединяются общими переживаниями, участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.
Большая роль уделяется работе по драматизации сказок. Сначала выбираем с детьми сказку, которую хотели бы поставить. Распределяем роли по желанию детей. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Любимые герои становятся образцом для подражания, ребёнок с помощью сказки познаёт мир.
Играя, они «примеряют» на себя профессии, социальные роли. Игра для ребёнка – способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная социальная практика. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей игровой формы очень близко и понятно детям.
Методы и приемы:
· сочинение сказок, модификация сказок (изменить сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию);
· беседы после просмотра спектаклей;
· творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
· игры-драматизации;
· упражнения по дикции;
· игры-превращения;
· упражнения на развитие мимики;
· театральные этюды;
· репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
В группе эстетически и творчески оформлен театральный уголок, включающий в себя разные виды кукольного театра: пальчиковый, настольный, театр, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации) а так же маски, шапочки, костюмы, реквизит, куклы, декорации, маленькая ширма для настольного театра, магнитофон, аудиозаписи классические, детские произведения. Театрализованные игры и игрушки отобраны по интересам детей, что позволяет им включиться в игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, действовать индивидуально, в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, оборудование и материал периодически обновляется, ориентируясь на интересы детей. Также в группе имеется уголок «Ряжения», где дети очень любят надевать разнообразные наряды.
Для самостоятельного рассматривания и повторения знакомых сюжетов оформлен книжный уголок. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными, хранятся в легко доступном месте для детей.
С ерьезное внимание уделяю работе с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задачи – приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности, привлечь к созданию условий для театрализованной деятельности; сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с родителями:
• наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
|
|
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· выставки и фотовыставки;
· совместная деятельность;
· день открытых дверей, дружеские встречи;
· помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями.
Цель: активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с воспитателями:
· педсоветы, консультации;
· мастер - класс;
· работа с учебными наглядными пособиями;
· помощь в организации предметно-развивающей среды;
· совместная деятельность;
· индивидуальная работа;
· праздники и развлечения;
· выставки, фотоальбомы.
Подводя итог вышесказанному, считаю, что работа в данном направлении даёт самые положительные результаты. Именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся развития коммуникативных навыков у ребёнка. Таким образом, в процессе речевого развития посредством театрализованной деятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи. А упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В своей работе я достигла таких результатов благодаря совместной работе с родителями и воспитателями, которые принимали активное участие в пополнении нашего театра.