Воспитатель: Булохова Наталья Алексеевна

СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с №8 «Золотой петушок»

Дошкольный возраст – уникальный период  интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В настоящее время очень остро стоит проблема развития коммуникативных умений у детей, так как насколько легко будет уметь общаться ребёнок с окружающими его людьми, зависит темп его развития, его самоощущения, отношение к другим людям.

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети.
Основной целью моей работы является развитие коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста через приобщение их к театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- обогащать словарь детей, активизировать его;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

- развивать творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

- учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

В процессе театрализованной деятельности развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Формы работы с детьми:

Театрализованная деятельность является составной частью непосредственно – образовательной деятельности познавательного развития, речевого, художественно - эстетического и, конечно же, украсит любой праздник. Ежедневно включаю театрализованную деятельность во все формы организации педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения.

Ни один праздник не обходится без театрализованной деятельности. У детей развиваются эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; ребёнок открывает в себе новые способности и таланты, у него развиваются уже имеющиеся навыки, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Дети объединяются общими переживаниями, участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.

Большая роль уделяется работе по драматизации сказок. Сначала выбираем с детьми сказку, которую хотели бы поставить. Распределяем роли по желанию детей. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Любимые герои становятся образцом для подражания, ребёнок с помощью сказки познаёт мир.

Играя, они «примеряют» на себя профессии, социальные роли. Игра для ребёнка – способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная социальная практика. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей игровой формы очень близко и понятно детям.

Методы и приемы:

· сочинение сказок, модификация сказок (изменить сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию);

· беседы после просмотра спектаклей;

· творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

· игры-драматизации;

· упражнения по дикции;

· игры-превращения;

· упражнения на развитие мимики;

· театральные этюды;

· репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

В группе эстетически и творчески оформлен театральный уголок, включающий в себя разные виды кукольного театра: пальчиковый, настольный, театр, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации) а так же маски, шапочки, костюмы, реквизит, куклы, декорации, маленькая ширма для настольного театра, магнитофон, аудиозаписи классические, детские произведения. Театрализованные игры и игрушки отобраны по интересам детей, что позволяет им включиться в игровое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, действовать индивидуально, в свободной самостоятельной деятельности. Кроме того, оборудование и материал периодически обновляется, ориентируясь на интересы детей. Также в группе имеется уголок «Ряжения», где дети очень любят надевать разнообразные наряды.

Для самостоятельного рассматривания и повторения знакомых сюжетов оформлен книжный уголок. Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными, хранятся в легко доступном месте для детей.  

С ерьезное внимание уделяю работе с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задачи – приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности, привлечь к созданию условий для театрализованной деятельности; сделать их союзниками в своей работе.

  Формы взаимодействия с родителями:

•   наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

· анкетирование;

· индивидуальные беседы;

· выставки и фотовыставки;

· совместная деятельность;

· день открытых дверей, дружеские встречи;

· помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа с воспитателями.

Цель: активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия с воспитателями:

· педсоветы, консультации;

· мастер - класс;

· работа с учебными наглядными пособиями;

· помощь в организации предметно-развивающей среды;

· совместная деятельность;

· индивидуальная работа;

· праздники и развлечения;

· выставки, фотоальбомы.

Подводя итог вышесказанному, считаю, что работа в данном направлении даёт самые положительные результаты. Именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся развития коммуникативных навыков у ребёнка. Таким образом, в процессе речевого развития посредством театрализованной деятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи. А упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В своей работе я достигла таких результатов благодаря совместной работе с родителями и воспитателями, которые принимали активное участие в пополнении нашего театра.  



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: