Лекция: Назначение и классификация механических передач
Привод – устройство для приведения в действие двигателем различных рабочих машин (рис. 3.2). Энергия, необходимая для приведения в действие машины или механизма, может быть передана от вала двигателя непосредственно без изменений или с помощью дополнительных устройств. Механические устройства, применяемые для передачи энергии от источника к потребителю с изменением угловой скорости или вида движения, называют механическими передачами или просто передачами.
|
| Рис. 3.2. Примеры привода |
Механическая энергия, с помощью которой приводится в движение машина, представляет собой энергию вращательного движения вала двигателя.
Вращательное движение получило наибольшее распространение в механизмах и машинах вследствие следующих достоинств:
1) обеспечение непрерывного и равномерного движения при небольших потерях на трение;
2) простоты и компактности конструкции передаточных механизмов.
Необходимость установки передачи между двигателем и производственной машиной объясняется следующими причинами:
- источники энергии - двигатели – работают в режиме высоких угловых скоростей, обеспечивающих им наибольшую мощность, КПД и малые габариты; угловые скорости валов производственных машин обычно отличаются от угловой скорости вала двигателя;
- изменение скорости производственной машины, а, следовательно, и значения вращающего момента выгоднее осуществлять с помощью передачи, а не путем изменения угловой скорости вала двигателя, так как при уменьшении угловой скорости вала двигателя его мощность и КПД понижаются;
- двигатели обычно передают вращательное движение, а рабочие органы машины иногда требуют возвратно-поступательного, качательного, винтового и других видов движения;
- часто возникает необходимость передачи энергии от одного двигателя к нескольким производственным машинам, валы которых вращаются с неодинаковыми угловыми скоростями.
Следовательно, основные функции передач заключаются в следующем:
– понижать (или повышать) частоту вращения, соответственно повышая (или понижая) вращающий момент;
– преобразовывать один вид движения в другой (вращательное в поступательное, равномерное в прерывистое и т.д.);
– регулировать частоту вращения рабочего органа машины;
– реверсировать движение (прямой и обратный ход);
– распределять энергию двигателя между несколькими исполнительными органами машины.
Классификация механических передач.
1. По способу передачи движения различают механические передачи:
- трением (фрикционные, ременные);
- передачи зацеплением (зубчатые, червячные, винтовые, цепные).
2. По способу соединения звеньев передачи делят на:
- передачи непосредственного контакта (зубчатые, червячные, винтовые, фрикционные);
- передачи гибкой связью (ременные, цепные).
Лекция: Основные параметры механических передач
В каждой передаче различают два основных вала - ведущий и ведомый (индексы 1 и 2).
К основным параметрам передач относят (рис.3.3):
1) мощность на входе
и на выходе
передачи;
2) быстроходность, которая выражается частотой вращения
и
(об/мин), угловой скоростью
и
(рад/с) или линейной скоростью 𝑣 (м/сек):
𝜔 =
(рад/с).
𝑣 =
(м/с)
|
| Рис. 3.3. Схемы к определению кинематических параметров передач: а - передачи трением; б - передачи зацеплением |
Дополнительные характеристики
1) Механический коэффициент полезного действия
𝜂 =
.
Для многоступенчатой передачи, состоящей из нескольких отдельных последовательно соединенных передач, общий кпд
=
·
….
,
где
·
….
– кпд каждой передачи (зубчатой, червячной, ременной и др.) или кинематической пары (подшипники, муфты).
КПД характеризует качество передачи. Потеря мощности – показатель непроизводительных затрат энергии – характеризует износ деталей передач, так как потерянная в передаче мощность превращается в теплоту и частично идет на разрушение рабочих поверхностей.
2) Передаточное число – это отношение угловой скорости ведущего звена к угловой скорости ведомого.
=
=
=
.
В передачах, понижающих частоту вращения 𝑛 (угловую скорость 𝜔) 𝑢
1; при 𝑢
1 частота вращения (угловая скорость) повышается. Понижение частоты вращения называют редуцированием, а закрытые передачи, понижающие частоту вращения – редукторами.
Устройства, повышающие частоту вращения, называют ускорителями или мультипликаторами.
Для многоступенчатой передачи общее передаточное число
=
·
…
,
где
·
…
– передаточные числа ступеней передачи.
3) Окружная сила
=
=
(Н).
В приведенной формуле величины берутся в следующих единицах измерения:
𝑃 – мощность, кВт; 𝑣 – м/с; 𝑇 – Н·м; 𝑑 – мм.
4) Вращающий момент
𝑇 =
=
=
(Н·м),
где 𝑃 – мощность, кВт;
– Н; 𝑑 – мм.
Вращающий момент
ведущего вала является моментом движущих сил, его направление совпадает с направление вращения вала. Момент
ведомого вала – момент сопротивления, поэтому его направление противоположно направлению вращения вала.






