Лев Додин «Чайка»
1. Первое впечатление.
На первый взгляд, обстановка приятная. Декораций не очень много. Привлекает зеленая поляна, и «занавес сцены» в усадьбе. За героями интересно наблюдать. Приближение камеры помогает нам увидеть эмоции героев. Лев Додин особое внимание уделяет слову, именно поэтому даже в шутке чувствуется неизбежность. Герои обречены, они никогда не смогу поменять свою жизнь.
2. Актуальность и злободневность постановки.
Проблемы искания места в жизни, своего предназначения в жизни актуальны во все времена. Каждый человек в свой определенный промежуток жизни не понимал для чего он существует на земле.
3. Тема о жизненном предназначении
4. Изучение предлагаемых обстоятельств постановки и дополнительныхисточников, характеризующих жизнь, быт, историю, политику и нравы героев.
Конец 19 – начала 20 вв. Время зарождения и становления новых художественных систем. Появление новых направлений в литературе. Константин(герой романа) ищет новые формы для театрального действа. Жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. Многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций. Дворяне разорялись, и набирали долги.
5. Изучение особенностей режиссера, повлиявших на художественный метод и эстетическую концепцию отображения действительности. Язык, образ, идейное содержание.
Единственным, что волновало режиссера всегда, была человеческая душа. Душа человека, ее озарения, муки, отчаяние, тяга к свету, неспособность вырваться из мрака. Додин затрагивает эту тему и в Чайке.
Многие спектакли начинали свою историю вообще вне театральных стен: «Вишневый сад» — в старинной шотландской усадьбе, затем — в поселке на Карельском перешейке, «Чайка» — на берегу озера вблизи селения Будогощь
Парадокс Льва Додина в то же время и парадокс театра — его одиночество публично. И даже не только публично, но в некотором роде и коллективно. Так же и в «Чайка» - одиночество главного героя публично, все герои находятся на сцене на протяжении всего спектакля.
В «Чайка» и «Пьеса без названия» Додин использует один и тот же прием с водой.
6. Художественная проблема, актуальная для данного режиссера (театра).
Режиссер в данном спектакле рассматривает проблемы любовного взаимоотношения, проблемы искусства того времени. Наиболее явной проблемой становиться проблема о роли человека в обществе. Парадокс Льва Додина в то же время и парадокс театра — его одиночество публино
7. Художественная идея как образный, эмоционально-логический смысл пьесы, найденный режиссером в процессе анализа пьесы.
В поисках своего предназначения не надо забывать и о том, что ложным может быть все. Мир, как вариант ловушки, не даёт четких ответов.
8. Драматический конфликт. Вид построения, разрешения.
Конфликт между желанием найти свое место и пониманием того, что точных ответов не найдешь
Вид построения: герой – среда (Константин представлен против среды, которая не принимает его пьесы)
Разрешение: Смерть Константина (Нет звука выстрела. Нам сообщают о том, что он застрелился, и этим заканчивается постановка)
9. Исходное предлагаемое обстоятельство.
Россия 19 века.
10. Ведущее предлагаемое обстоятельство.
Представление Константина как неудачника. (Он рассказывает своему дяде, что его маме не нравятся, поставленные им, спектакли.)
11. Режиссерское понимание сверхзадачи автора пьесы.
Найти свое предназначение – вот что самое главное в жизни!
12. Сквозное действие спектакля.
Актеры ищут свое место в жизни. Константин хочет состояться как писатель. Нина хочет стать актрисой.
13. Событийно-композиционная структура. Последовательность изложения развития драматического конфликта по событиям (дать событиям действенные названия):
- Исходное (экспозиция). Несостоявшийся спектакль
- Основное (завязка). Подстреленная Чайка
- Центральное (кульминация). Первая попытка суицида
- Финальное (развязка). Встреча Константина и Нины
- Главное (режиссерское решение перспективы, решение дальнейшей судьбы исходного обстоятельства, утверждение идеи). Самоубийство Константина
14. Сверхзадача режиссера и театра. Ради чего сегодня, сейчас, здесь.
Для театра: Петербургский Малый драматический театр — театр Европы показал в Москве мировую премьеру нового спектакля Льва Додина. "Чайка" играется в рамках Всемирной Театральной Олимпиады – фестивале.
Для режиссера сверхзадача оголить душу человеческую, и побудить человека задуматься о своем предназначении.
15. Жанровое решение спектакля.
трагикомедия
16. Стиль спектакля как система выразительных средств и художественных приемов, решение общей эстетической концепции.
Основным выразительным средством является актерская игра. Мы наблюдаем актера, его действия и мимику, и этого достаточно, чтобы заинтересовать зрителя. Сопровождение звуковых эффектов, например звук реки, дает нам атмосферу луга.
Отсылка к индивидуальной подоплеке каждого персонажа, очень близко к классической постановке.
17. Художественная и психологическая концепция решения образов действующих лиц. Определение «зерна роли» каждого персонажа.
Константин Гаврилич Треплев – неудачник (Додин: «Неудачник от природы, неудачник по сути, который проходит свой круг, и вот так тихо и покойно уходит.»)
Ирина Николаевна Аркадина (Треплева) – мечтательная провинциалка
Петр Николаевич Сорин – «человек, который хотел»
Нина Михайловна Заречная – наивная мечтательница
Борис Алексеевич Тригорин – «мокрая курица»
Евгений Сергеевич Дорн – сатирик (смеется над собой и над остальными)
Семен Семенович Медведенко – наивный влюбленный бедняк
Илья Афанасьевич Шамраев – ходячий «гротеск»
Полина Андреевна – очаровательная непосредственность
18. Способ существования актера на сцене:
Константин Гаврилыч Треплев
- доминирующий психологический фон роли;
Отчаяние, сомнения
- ведущие элементы, создающие внешнюю характеристику персонажей (характерность);
Психотип: меланхолик
Возрастная: полнота
- объекты внимания и сценические задачи персонажей;
Сам актер, актер. Пристройка ко всем наравне.
- мера художественной условности сценического серьёза артиста - роли;
Додин последователь системы Станиславского. Это значит что школа переживания.
- отношение к зрителю;
Только монологи.
- форма общения со зрителем;
Монолог в зал.
- сценическое самочувствие.
Актер органичен в действии и с самим собой, полностью погружен в действие.
19. Пластическое решение образа в пространстве.
Прослеживается выраженная мимика. Через мимику и слово актеры передают все переживания героя. Например, Константин постоянно горбиться - это может говорить о том что он поник, он запутался.. Это отражение системы Станиславского. Пластика близка в данном смысле к реальным физическим переживаниям обычного человека.
20. Художественное решение пространства. Сценография.
Авансцена — узкая полоска земной тверди, на возвышении в глубине — четверть сферы, металлический каркас с остатками деревянных щитов — дачный театр и обезображенный знак небесной гармонии одновременно. Занавес дачного театра был сочинен из накрахмаленных пододеяльников. Между ними — водоем с неприятно бликующей зеленью, а поверх него — луг, коварно опускающийся в воду. Нет кулис, все что на сцене не нужно убирают сами актеры, которые играют прислугу. Самый главный реквизит, это, пожалуй, подстреленная чайка. Она символизирует жизнь, которая заканчивается смертью. Велосипеды играют напоминанием о том, что это лето, как говорил сам Додин. Но истинное смысловое значение велосипедов проясняется к финалу. Мертвые велосипеды и бесстрастные голоса артистов – блестящий сюрреалистический образ затухания жизни, механистичности бытия
Колдовское озеро легко закрывается зеленой поляной многократно преобразовав пространство, остроумно обозначая разные места действия, подчеркивая расстояния. Костюмы очень просты, но для каждого костюм подобран под свой образ. Например Константин Гаврилыч одет неброско,серо, это, скорее всего говорит о том, что он потерялся и не знает своего предназначения. Тригорин одет в коричневые цвета, и вся его одежда так и «говорит» о том, что он писатель. Так же постоянно ходит с книжкой и постоянно что-то в нее записывает
21. Принципы и особенности музыкально-шумового, светового и видео- оформления.
Музыкальное оформление. Музыки в основном нет, только шумы. Например, велосипедный звонок, звуки реки. Это нас погружает в атмосферу лета. Так же мы слышим звук китайские колокольчики, обычно их вешают на входную дверь. Их заметно только под конец спектакля, скорее всего, они «намекали» нам о том, что кто-то уйдёт из жизни.
Световое оформление. В основном освещена всегда лужайка, т.к. действия актеров почти всегда проходят там. Когда проходит действие «на сцене» свет освещает 2 план. Например: разговор Тригорина и Заречной о подстреленной чайке. В основном на Свет не акцентирует внимания на себе, он помогает актерскому действию, органично и естественно его преподнося. Света иногда не хватало. Этот прием передавал атмосферу неизбежности, безысходности. И очень часто световые пятна над одним или другим актером, другие в тени. Возможно, режиссер, этим приемом, хотел показать, что некоторые герои нашли свое предназначение, а некоторые нет.
22. Темпо-ритм постановки. Выразительные его возможности.
Темпо-ритм органический. Это проявляется в актерской игре, музыкальном оформлении(звуки реки, звуки китайский колокольчиков)
Противоречивость двух темпо-ритмов можно увидеть в сцене, где Заречная говорит о том, что она уезжает в Москву. По темпу на говорит спокойно о том, что уезжает, но внутри чувствуем накал эмоциональный, то же с Тригориным.
23. Главные мизансцены и их назначение.
Лев Додин преимущественно мизансцены диалогов распределяет на 1 и 2 планах, что бы показать мимику актеров.
«Пьеса» В начале спектакля мизанцена спинная. Режиссер использовал это чтобы направить внимание зрителя на 3 план, где идет представление.
«В никуда». Это фронтальная мизансцена с велосипедами. Герои сели на велосипеды и крутили педали. Смысл в этой мизансцене в том, что как бы ты не старался все обречено.
Ракурсы в основном это профиль(что бы показать свою мимику и внутренние переживания) и анфас(что бы общаться с партнером по сцене, и что бы зритель видел переживания)
24. Атмосфера спектакля как художественный образ целого.
Атмосфера создается с помощью актерской игры, темпо-ритма, купола театра. Все это делает атмосферу угнетенной. Все безнадежно, и все уже решено. Атмосфера человеческого общения, связанности всех со всеми при заданном одиночестве их персонажей просто потрясает и обостряет чувство печали и жалости ко всем.






