Вячеслав Леонидович Кондратьев

Проза о Великой Отечественной войне в русской литературе ХХ века.

Вячеслав Леонидович Кондратьев

Всем воевавшим подо Ржевом –
живым и мертвым – посвящена эта повесть…

(Эпиграф к уроку)

К военной теме на уроках литературы мы обращались не раз. Тема войны является ведущей в литературе на современном этапе. Такие писатели как Кондратьев, Воробьев, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Вячеслав Кондратьев по-новому осветили военную тему, показали войну не глазами генералов и офицеров, а глазами рядового солдата.

Вячеслав Леонидович Кондратьев (1921–1993) по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 г. После многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что всего только в первую неделю он был помощником командира взвода, командиром взвода принял роту убитого командира, а после пополнения – снова командиром взвода. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского

Я убит подо Ржевом В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, – Точно в пропасть с обрыва – И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я – где крик петушиный На заре по росе; Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядет, – Там, куда на поминки Даже мать не придет. Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев, наконец?

 

Отпуск после Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 – тяжелое ранение, полгода в госпитале – ограниченная годность, инвалидность…

В немолодые уже годы взялся за повести о войне. “Видимо подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни. Начали мучить воспоминания, даже запах войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Начали приходить в сны ребята, покуривали самокрутки поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читая прозу о войне, тщетно искал и не находил в ней своей войны, хотя война была одна. Понял, что о своей войне рассказать могу только я сам” – пишет Кондратьев.

На всех молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке.

…И умирает на поле не воин,
Не страшный для врага солдат,
А мальчик маленький, который,
Корчась в боли,
В последнем стоне кличет мать…

 

“Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”… вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть “Сашка” – это повесть, посвященная всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым… она принесла автору широкую известность, поставила его в первый ряд литературы. Появилась в журнале “Дружба народов” в 1979 г. (с предисловием К. Симонова).

“История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской”– пишет К.Симонов.

– О чем эта повесть? (О жизни на войне, о жизни, которая естественно включает в себя бои; о неимоверно трудном повседневном быте войны; писатель в повести выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.)

– Итак, два месяца Сашка на передовой.

События из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни, раскрывающие образ Сашки наиболее полно:

  1. Добывает валенки для ротного. “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь…”
  2. Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не попрощавшись).
  3. Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его. (“Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..)
  4. Берет в плен немца и отказывается его расстрелять.
  5. Встреча с Зиной.
  6. Выручает лейтенанта Володьку.

– Кондратьев показывает в повести бесчеловечность войны, но война не смогла обесчеловечить Сашку. Писатель провел своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Давайте проследим по тексту, как Сашка проходит эти испытания.

– Автор в повести пишет: “Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…” Как вы понимаете эти слова?

– Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ? Как это характеризует капитан.

Итак, Сашка выдержал испытание властью. В эпизоде с пленным немцем проявляются такие духовные качества Сашки, как гуманизм, правда, нравственный выбор, ценность жизни; власть как право и власть как ответственность. (“И тут только Сашка понял, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его жеста то обмирает, то в надежду входит”.)

– Встреча с Зиной – испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни?

– Спас жизнь, это его первая любовь, ждет встречи, но ожидания прерываются постоянной тревогой о родной роте. (“Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”.) Вечеринка вызывает гнев “веселиться нельзя, когда все поля в наших”, узнает, что она танцует с лейтенантом, горько, больно, но поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость да к тому же, узнав, что есть у нее другой, Сашка, не поправившись, уходит из госпиталя.

“И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому – неподсудна Зина…Просто война. И нету у него зла на нее”.

Потом он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: “Хорошо, что Зину не хулишь. Справедливый значит. Вошел в ее женское положение, понял”.

Сашка совершает благородный поступок. Он сумел понять и простить Зину, думает не о себе, а о ней.

Итак, справедливость и доброта взяли верх. Он уверен, что у Зины с лейтенантом любовь. А раз любовь, какое он имеет право мешать ей. Уходит, не причиняя боли Зине лишними разговорами. Он бы по-другому не смог. Настоящая любовь, которая дает возможность понять и простить любимого и не дает ему сделать больно.







Итог урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: