Характеристика героев

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта комбинированного занятия № 57-58

 

 

Тема занятия №57-58: Природа, смысл жизни и искусство в лирике Б.Л.Пастернака. Роман «Доктор Живаго»

Цели занятия

 

1. Образовательные цели: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности студентов. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения.

Студент должен знать:

– общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе;

– общечеловеческие проблемы начала XX века в поэзии;

– многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

 

Студент должен уметь:

– дать анализ поэтического и прозаического произведений;

– составить конспект творческой биографии поэта.

2. Развивающие цели:

– развивать читательский интерес и вкус;

– пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

 

3. Воспитательные цели:

– создание условий для творческого самовыражения (работа в группе);

– содействовать формированию любви к классической литературе;

– трепетного отношения к такому высокому нравственному понятию как любовь.

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Краткий анализ романа

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.


Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

 

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.


Тема

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я».

Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Характеристика героев

Главные герои

Юрий Живаго Талантливый молодой человек, живёт в семье приёмных родителей (Громеко). После скитаний со своим дядей знакомые передают мальчика будущей семье. Он счастлив, имеет любящих родителей, много друзей. Рано начинает писать стихи, но повзрослев, выбирает профессию врача. После свадьбы с Тоней работает врачом, у них рождается сын. Вскоре Юрия забирают на фронт. Всю свою жизнь Юрий пытается понять себя, своё предназначение, его волнуют перемены в обществе, жизнь стремительно меняется. Он влюбляется в Ларису, живёт с ней. Потом долго приживается в когда-то родном городе. Умирает от сердечного приступа на остановке.
Тоня, его жена Дочь тех людей, что приютили его ещё мальчиком, стала женой Юрия. Она благородна, терпима, относится к своей судьбе по-философски. Растит сына, а после и дочь фактически одна. Семья часто терпит нужду, заработков отца не хватает даже на необходимое. Он пропадает из её жизни, Тоня выезжает за границу, оставляя Юрию письмо о том, что не осуждает его. Она знает о другой жизни – его и Лары. Тоня обещает воспитать детей с уважением к отцу.
Лариса Антипова Женщина с трудной судьбой. Очень красива и очень несчастна. Выходит замуж, чтобы избавится от Комаровского, который исковеркал её жизнь ещё в начале пути. Рассказывает молодому мужу свою историю, он не может прийти в себя. Она умная, смелая женщина, всю жизнь боролась за себя и за ребёнка одна. Не боится жизненных трудностей, все восхищаются ею. Лариса уезжает с Комаровским, обманутая, думая, что её преследуют. Она появляется на похоронах Юрия Живаго, а потом исчезает.
Виктор Комаровский Адвокат, влиятельный, очень богатый человек. Он некоторое время живет с Ларисиной мамой, после склоняет Ларису к отношениям. Влюбляется в неё, преследует в течение всей жизни. Деловой человек, хитрый, скользкий, везде ищет выгоду. Имеет отношение к смерти отца Живаго.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: