Тема: Монтажное оборудование и приспособления

МДК.01.01 «Технология изготовления столярных изделий и столярно-монтажных работ»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Монтажное оборудование и приспособления

План:

1. Краны и лебедки

2. Канаты и стропы

Вопрос 1.Краны и лебедки

Для монтажа деревянных конструкций применяют монтажное оборудование — краны, лебедки, блоки, тали и различные монтаж­ные приспособления — стропы, траверсы, захваты. Указанные машины и приспособления используют также для погрузочно- разгрузочных работ.

В строительстве широко используют краны с поворот­ной платформой представляющие собой подъемно-транспортные машины, с помощью которых можно производить подъем, гори­зонтальное и наклонное перемещения грузов, а также поворачи­вать их вокруг вертикальной оси колонны (башни) крана.

Краны, установленные на место и в процессе монтажа не ме­няющие своего положения, называют стационарными, а краны, которые в процессе монтажа могут перемещаться, — передвижны­ми (самоходными). К передвижным стреловым кранам относятся гусеничные, автомобильные, пневмоколесные.

Для монтажа строительных конструкций применяют самоход­ные стреловые краны — пневмоколесные, гусеничные, автомобиль­ные и др. Эти краны имеют большую подвижность, на их установ­ку и передвижение не требуется рельсовых путей.

Лебедки. Различают лебедки специальные и общего назначе­ния. Специальные лебедки используют в кранах для подъема и опускания грузов (грузовые) и для изменения положения стрелы (стреловые). По способу установки различают стационарные и передвижные лебедки.

Лебедки общего назначения бывают с ручным и механическим приводом (от электродвигателя или от двигателя внутреннего сго­рания). Лебедки с ручным приводом используют для монтажных работ с малой скоростью перемещения грузов, а также для оттягивания грузов при их подъеме. Лебедки с механическим приводом под­разделяют на редукторные, реверсивные и фрикционные.

К работе на лебедке допускаются рабочие, хорошо знающие ее устройство и управление ею. Перед пуском смазывают трущиеся части механизмов лебедки, проверяют их исправность и надеж­ность крепления, а также крепление каната и болтовые соедине­ния, пусковую аппаратуру.

Вопрос 2. Канаты и стропы

Для монтажа деревянных конструкций, подъема и опускания грузов применяют пеньковые, стальные и капроновые канаты.

Пеньковые канаты служат для ручного подъема грузов через блоки, а также для устройства расчалок и оттяжек.

Канаты вы­пускаются двух видов — смоленые и бельные. Бельные канаты более гибкие и удобные в работе, но при увлажнении теряют свою прочность, подвержены загниванию. Смоленые канаты, про­питанные горячей смолой, прочнее и долговечнее бельных, менее подвержены разрушительному действию влаги; применяются преимущественно при монтажных работах.

Стальные канаты используют для подъема, опускания и пере­мещения грузов, изготовления стропов, вант, оттяжек. Ими оборудуют грузоподъемные механизмы — краны, лебедки, полиспасты, тали и др.

До работы с канатами следует проверить надежность и проч­ность крепления их к барабанам лебедок и крюкам. К барабану лебедки канат крепят пропуская его в наклонное отверстие бара­бана. Чтобы канат не переломился, наклон отверстия в барабане Должен соответствовать направлению витков каната.

Стропы. Для строповки строительных грузов, панелей пере­крытий, стен, балок и ферм применяют стропы грузовые канат­ные (ГОСТ 25573—82). В соответствии с этим ГОСТом выпуска­ются стропы с прямолинейными ветвями для подъема и транспор­тирования: с монтажными петлями одноветвевые — 1СК (рис. 1, а), двухветвевые — 2СК (рис. 1, б), трехветвевые — ЗСК (рис. 1, в) и четырехветвевые — 4СК (рис. 1, г). Помимо этого имеются стропы без монтажных петель: кольцевые — СКК (рис. 1, д) и двухпетлевые — СКП (рис. 1, е). Грузоподъем­ность стропов с прямолинейными ветвями, кольцевых и двухпетлевых равна 0,32...32 т.

Рис. 1. Стропы для строительства: а — одноветвевой 1СК, б — двухветвевой 2СК, в — трехветвевой ЗСК, г — четырехветвевой 4СК, д — кольцевой СКК, е — двухпетлевой СКП, ж — схема строповки двумя стропами СКК, з — схема строповки груза двумя стропами СКП; 1 — разъемное звено, 2 — урав­нительное звено, 3 — уравнительная нить, 4 — канатная ветвь, 5 — захват
Канатные ветви стропов изготовляют из целого каната без сращивания. Грузовые стропы до начала работы должны пройти техническую проверку в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Гостехнадзора и правилами по технике безопасности в строительстве. Схема строповки конструкций приведена на рис. 1, ж, з.

При строповке грузов надо правильно подобрать строп и на­дежно прикрепить его к грузу. Строп не должен иметь крутых изгибов, петель или перекручиваний.

Для захвата конструкций, которые надо строповать в двух точ­ках и более, применяют траверсы, представляющие собой обычную балку, изготовленную из труб с подвесками. Такелажные приспо­собления в виде траверс, стропов, захватов крепят к рабочим ор­ганам грузоподъемных машин кольцами, крюками, петлями.

Строповку клееных деревянных балок выполняют при помощи универсальных стропов и траверс. Для предохранения углов и ребер балки от смятия канатом в местах сгиба стропа ставят деревянные прокладки.

Фанерные балки рекомендуется обхватывать стропом в местах ребер жесткости. При использовании траверс балки захватывают за ребра верхнего пояса. Независимо от способа строповки балка должна принять при подъеме проектное положение. Для строповки дощатых клееных балок, арок и рам рационально применять строп с замками, что позволяет симметрично распределить усилие подъема.

Рис. 2. Строповка деревянных конструкций а — балок с волнистой стенкой; б — арок; в — ферм

При подъеме балок, арок и ферм следует применять направляющие расчалки. Балки устанавливают на подготовленные и выверенные основания и временно закрепляют с помощью инвентарных приспособлений. После установки второй балки ставят прогоны и монтируют панели перекрытий и другие связи, предусмотренные проектом. Строповку ферм ведут с помощью стропов и траверс с захватом элементов не менее чем в двух других точках. Точки захвата должны быть указаны в проекте и отмечены на ферме. Ферму пролетом 12—18 м можно поднимать одним автомобильным или гусеничным краном.

Рамы при монтаже располагают таким образом, чтобы башмаки размещались непосредственно на фундаментах. Рамы стропуют в двух точках, равноудаленных от конька, и поднимают методом поворота, не отрывая башмаки от опор. После подъема первой рамы проверяют правильность установки ее в вертикальном положение и временно закрепляют растяжками. Затем затягивают гайки анкерных болтов. После установки и выверки второй рамы устанавливают и крепят болтами горизонтальные связи. На концах связей прикреплены хомуты из полосовой стали, в передней выступающей части имеются прорези для болтов крепления к раме.

Для монтажа легких ограждающих конструкций (панелей, стен и покрытий) применяют механизмы малой мощности. Перед монтажом панели осматривают и готовят к строповке (устанавливают и закрепляют закладные детали, затем ввинчивают монтажные петли в гайки до упора). Панели и плиты поднимают с применением обычных траверс. Устанавливают панели по месту без толчков и ударов, выверяют их по рискам, нанесенным на закладных деталях. После выверки панели крепят к несущим конструкциям различными способами (рис. 3).

При монтаже особое внимание обращают на заделку швов между панелями. Необходимо, чтобы в швах, идущих поперек ската, утеплитель полностью заполнил весь стыковой колодец, а в швах, идущих вдоль ската (над фермами), оставалось пространство для вентиляции. Швы между несущими арболито-выми панелями герметизируют пористыми прокладками с последующей заделкой просмоленной паклей и затиркой цементным раствором.

При устройстве покрытий и вертикальных ограждений с применением стеклопластиков соблюдают следующие правила.

Рис. 3. Крепление наружных внутренних стеновых панелей из арболита а — наружных стен с панелью пола первого этажа; б — плит покрытия с внутренней несущей стеной; в — плит покрытия с наружной стеновой панелью; 1 — стеновая панель; 2 — плита пола; 3 — ерш; 4 — плита покрытия

 

Обрешетку устанавливают с шагом не менее 700 мм. В больших покрытиях укладку листов начинают с нижнего крайнего ряда. При этом обращают внимание на получение ровного края и одинаковой ширины свеса. Стыки между листами делают внахлестку. Наклонные стыки располагают вдоль волн — с перекрытием на ширину одной волны. При уклонах до 5° рекомендуется применять целые длинные листы, чтобы обойтись без горизонтальных стыков. В покрытиях с уклоном 5—15° ширину нахлестки делают 200 мм с применением уплотнительных прокладок или клеящих мастик. При более крутых уклонах уплотнители обычно не применяют, а ширину нахлестки постепенно уменьшают.

К деревянным элементам стеклопластики крепят шурупами, а к металлическим — болтами. Длина шурупов зависит от высоты волны, а размеры и форма болтов — от материалов 6 фермы и размеров сечения обрешетки. Шурупы и болты должны устанавливаться в верхних гребнях волн пластика. Установка их в желобках в местах прикасания волн к несущему элементу допустима лишь в вертикальных ограждениях. Под головки шурупов и болтов укладывают металлические шайбы, а под ними — упругие уплотнительные прокладки, исключающие проникание воды. Частота установки креплений зависит от вида сооружений и определяется числом волн между двумя креплениями (обычно 2—3 волны). В продольных стыках крепление осуществляется на всех промежуточных брусках обрешетки.

Для производства монтажных работ большое значение имеет исправность и правильное использование такелажного оборудования — канатов, стропов, траверс, блоков, полиспастов, талей, домкратов, лебедок. Стальные канаты применяют для подъема и перемещения грузов, оснастки грузоподъемных механизмов, запасовки полиспастов, устройства стропов, оттяжек, вант и т.п. Стальные канаты делают из светлой или оцинкованной проволоки диаметром 0,22—3 мм с пределом прочности 12—22 МПа. Для монтажных работ применяют в основном шестипрядные канаты с пеньковым или искусственно-волокнистым сердечником, обеспечивающим смазку каната маслами.

Различают канаты с точечным (ТК), линейным (ЛК) и точечно-линейным (ТЛК) касанием проволок в прядях, а по направлению свивки прядей — нераскручивающиеся (индекс Н), правой свивки — (без индекса) и левой свивки (индекс Л). По направлению свивки проволоки в прядях различают канаты крестовой свивки (проволоки свиты в одну сторону, а пряди — в другую), односторонней свивки (проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении) и комбинированной свивки (часть прядей расположена по односторонней свивке, а часть — по крестовой). Чем больше проволок в каждой пряди каната при одном и том же диаметре, тем большую гибкость имеет канат. Для монтажных работ рекомендуется применять канаты типа ЛК и ТЛК.

Наряду со стальными находят применение пеньковые канаты. — как для монтажных, так и для вспомогательных работ (оттяжки, расчалки). Защищенные от увлажнения (смольные) пеньковые канаты с увеличенной массой имеют несколько пониженную прочность. При выполнении монтажных работ нередко приходится вязать узлы канатов.

Строповка — наиболее ответственная операция монтажа. От нее зависит безопасность работ и продолжительность установки элемента. Простейший строп — это кусок каната, охватывающий поднимаемый конструктивный элемент одним или несколькими витками. Концы каната накидывают на крюк крана. Универсальный строп имеет форму петли, концы которой сращены сплеткой на длину 40 диаметром каната. Диаметр и длину стропа выбирают в зависимости от веса и геометрических размеров поднимаемой конструкции. Сечение стропа подбирают по допускаемому усилию с учетом нормативного запаса прочности каната, числа ветвей и угла их наклона к направлению действия нагрузки.

Траверсы, применяемые для строповки и подъема, представляют собой горизонтальную балку из уголковой стали, швеллера или стальной трубы с подвесками из строп. Применение траверс облегчает строповку и подъем конструкции, обеспечивает распределение веса элемента между ветвями подвесок.

При строповке и подъеме конструкций соблюдают следующие правила. Вид стропа должен соответствовать весу и форме конструкции. Строп следует вязать за самые надежные части груза. Равнодействующая от натяжения стропов должна проходить через центр тяжести конструкций, натяжение стропов и их ветвей должно быть равномерным. Стропы должны быть надежно предохранены от соскальзывания в случае нарушения равновесия груза. Между стропами и острыми кромками конструкции устанавливают деревянные или другие мягкие подкладки. Строп не должен иметь переломов (крутых изгибов), перекручиваний и петель (жучков). Строповка сборных конструкций производится по разработанным схемам. Канаты и захватные приспособления должны быть испытаны в соответствии с действующими правилами.

Конструкции массой, близкой к грузоподъемности крана, поднимают в два приема: сначала на высоту 20—30 см — для проверки надежности подвески и устойчивости крана, а затем — на полную высоту. Конструкции можно поднимать только при вертикальном положении каната; подтягивание и подтаскивание конструкций краном запрещается. Подъем должен быть плавным, без толчков и ударов монтируемых элементов о конструкции зданий. Во время подъема не разрешается находиться под поднимаемым грузом. Поднятые элементы запрещается оставлять на весу во время перерывов в работе. При подъеме элементов следует пользоваться условными сигналами. При горизонтальном перемещении конструкция должна быть приподнята на 1—1,5 м над встречающимися на пути предметами и частями зданий.

Рис. 4. Умы и петли канатов

 

При работе на высоте монтажники обязаны привязываться предохранительными поясами к прочно закрепленным конструкциям и хранить инструмент в ящиках или сумках. Для перехода по балкам и прогонам нужен предохранительный канат. На завершающих стадиях монтажа (укрепление монтируемых балок, арок, ферм, проведение антикоррозионной защиты) необходимо применять передвижные подмости башенного типа.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: