Первый этап-эскизное проектирование

Государственное автономное профессиональное образовательное

Учреждение Республики Крым

«Крымский многопрофильный колледж»

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГЕНПЛАНА ГОРОДСКОГО СКВЕРА

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

По дисциплине «Основы проектирования объектов садово-паркового строительства»

по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки

 

35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Симферополь, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 3
1 Цель разработки курсового проекта 4
2 Состав курсового проекта 4
3 Методика выполнения проекта 5
4  Общие положения проектирования генплана городского сквера в рамках учебного проекта 14
5 Особенности формирования генплана городского сквера 16
6 Особенности формирования генплана городского сквера 18
7 Градостроительный анализ 19
8 Архитектурно-планировочные основы проектирования генплана городского сквера 25
9 Общие положения проектирования озеленения 26
10 Формирование композиционной модели пространства генплана городского сквера   29
11 Приложение 33

Введение

Формирование полноценной среды обитания человека и, в частности озеленённых территорий, в настоящее время приобрели особую актуальность и остроту.

Улучшить условия жизнедеятельности зелёных насаждений в городе, продлить сроки их эффективного функционирования можно, добиваясь сохранения экологического равновесия, гармоничного и целенаправленного развития урбанизированных территорий и природной среды. Такое равновесие основано на соответствии ряда факторов: видового состава насаждений- природно-климатическим условиям; функционального назначения озеленённого пространства - его размерам, характеру и особенности; уровня благоустройства озеленённого пространства- интенсивности его использования.

Курсовой проект разрабатывается на основе задания, в котором указывается назначение проектируемого объекта, окружающая ситуация и даётся перечень графических материалов, прилагаемых к пояснительной записке.

При выполнении курсового проекта студенты приобретают навыки проектирования объектов озеленения, осваивают методику расчёта баланса территории проектируемого сквера, закрепляют знания из лекционного курса по основам проектирования объектов садово-паркового строительства. Выполнение курсового проекта требует изучения дополнительной специальной литературы, что позволит расширить знания теоретической части курса «Основы проектирования объектов садово-паркового строительства».

Цель разработки курсового проекта

 

Целью разработки курсового проекта является:

1. Закрепление и углубление знаний в области проектирования садово-парковых объектов, полученных при изучении дисциплины «Основы проектирования объектов садово-паркового строительства».

2. Умение читать рабочие чертежи, генеральный и дендрологический планы, разбираться в расчётах.

3. Закрепление навыков графического изображения проекта.

4. Освоение необходимых расчётов.

5. Умение составлять обстоятельную пояснительную записку к проекту.

Исходным материалом для проектирования являются задания и методические указания.

 

Состав курсового проекта.

 

I. Графическая часть (1 лист формата А1 -840х594 мм).

1. Ситуационная схема

2. Генеральный план сквера в масштабе 1:200.

3. Разбивочный чертёж планировки в масштабе 1:200.

4. Посадочный чертёж в масштабе 1:200.

5. Малая архитектурная форма (план и вид спереди).

 

II.Пояснительная записка(15-20 стр.).

 

1.Описательная часть.

1.1. Назначение сквера.

1.2. Обоснование выбора проектируемого решения.

1.3. Описание дорожно-тропиночной сети.

1.4. Описание малой архитектурной формы.

1.5. Описание используемого оборудования.

1.6. Особенности озеленения.

2.Расчётная часть.

2.1. Баланс территории сквера.

2.2. Ассортиментная ведомость.

 

Методика выполнения проекта.

Курсовой проект выполняется в три этапа.

 

Первый этап-эскизное проектирование.

3.1.1. Изучение исходных данных.

Исходные данные включают:

1. Местоположение проектируемого объекта.

2. Размеры участка.

3. Конфигурация участка.

4. Характеристика окружающей застройки.

5. Интенсивность транспортного движения вокруг участка.

В составе планировочных и композиционных элементов предусмотреть: входы, открытые пространства полян, рациональную систему дорог, древесно-кустарниковые группы, цветочное оформление, малые архитектурные формы.

 

3.1.2. Определение функционального назначения сквера.

Сквер-это небольшая озеленённая территория (0,25-2,00га) на улицах и площадях, предназначенная для транзитного движения пешеходов и их отдыха, для художественно-декоративного оформления общественных и административных зданий.

Назначение скверов может быть различным:

1. Скверы, создаваемые на площадях общегородского или районного значения, предназначены главным образом для транзитного движения пешеходов и их кратковременного отдыха.

2. Скверы, расположенные на площадях второстепенного значения и в жилых микрорайонах, используются для более продолжительного отдыха и служит местом прогулок и игр детей.

3. Целевое назначение скверов перед отдельными зданиями определяется функциями этих зданий. Например, скверы у кинотеатров используются летом как своеобразное фойе, где посетители ожидают начала сеансов.

4. Иногда скверы создаются только в архитектурно-декоративных целях. Они занимают незначительные по размерам участки. Здесь часто устанавливают памятники и скульптуры, устраивают фонтаны. Такие скверы не могут служить для продолжительного отдыха взрослых и игр детей, а поэтому служат лишь декоративным целям.

 

3.1.3. Выбор конфигурации сквера.

В практике встречаются скверы различной конфигурации. Одним из факторов, определяющих форму сквера, является форма участка, где он расположен. Однако, на участке одной и той же конфигурации может быть несколько различных по плану решений скверов. Так на квадратной площади может быть запроектирован сквер круглой или квадратной формы. Здесь играет роль характер окружающей застройки. Если на данной площади доминирует одно здание, то больше подойдёт квадратная форма. Если площадь застроена по всему периметру примерно равнозначными зданиями, то лучше-круглая форма.

Определённое значение на выбор формы сквера оказывают транспортные потоки. При сильной интенсивности транспортного движения вокруг сквера, ему целесообразно придать обтекаемую форму, смягчая закруглениями острые или прямые углы

3.1.4. Определение стиля оформления сквера.

В ландшафтном искусстве сформировалось два основных направления-регулярное и пейзажное.

Для регулярного стилевого направления характерны геометрические формы планировки (строгие геометрические формы площадок, водоёмов, цветников, прямолинейность дорожек), симметрия, подчёркнутое доминирование центра композиции, рядовые посадки деревьев и кустарников, их стрижка.

Пейзажное стилевое направление, в отличие от регулярного, отображает и подчёркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорожками, свободными контурами лужаек, полян, водоёмов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон.

 

3.1.5. Разработка эскиза композиционного решения генерального плана сквера.

Архитектурно-планировочное решение территории объекта озеленения – это порядок размещения функциональных элементов, сооружений, дорожек, площадок; композиционная схема, отражающая взаимосвязи искусственных и природных компонентов ансамбля (насаждений, водоёмов, зданий и т.д.)

После выбора стиля проектирования намечают размещение основных функциональных зон объекта озеленения. В зависимости от местоположения и функционального назначения на территории объекта озеленения можно выделить следующие зоны: прогулок, отдыха, детские площадки и т.д. Продуманность зонирования предопределяет логичность композиции, художественные достоинства объекта озеленения, особенности планировки дорог и площадок.

Для связи входов в сквер с функциональными зонами и площадками проектируют дорожно-тропиночную сеть. В общем балансе территории они составляют от 20 до 32% от общей площади объекта. Густая сеть дорог не способствует ориентации в сквере, навязывает расчлененность ландшафтной композиции, ухудшает состояние насаждений.

Дороги имеют утилитарное и декоративное назначение, являются направляющими и композиционными осями сквера, позволяющими воспринимать отдельные пейзажные картины в задуманной последовательности. По своему назначению они подразделяются на главные, второстепенные, дополнительные, тропиночные и хозяйственные (табл. 1).

Таблица 1

Ширина парковых дорожек и аллей

Типы парковых дорожек и аллей Ширина, м
Главные дорожки и аллеи Второстепенные дорожки и аллеи 8,0 – 4,0 4,0 – 2,0
Дополнительные дорожки и аллеи 1,5 – 2,0
Тропиночные дорожки 1,5 – 0,75
Хозяйственные проезды 3,5 – 5,5

По санитарно-техническим требованиям покрытие дорог должно быть беспыльным, ровным, удобным для ходьбы, неярким по цвету, сочетаемым с окружением.

При проектировании необходимо учитывать, что посетитель сквера 30% времени смотрит на лежащий перед ним путь. Поэтому следует помнить, что очертания дорог, их плавные повороты, без лишних искривлений, не обоснованных функциональным назначением, в сочетании с растениями являются элементом, украшающим парковый пейзаж.

 

3.1.6. Особенность озеленения проектируемого сквера.

Проектирование насаждений – важнейшая задача проекта благоустройства и озеленения сквера. Размещение деревьев и кустарников, открытых газонных участков и цветников, должно быть взаимосвязано с расположением площадок, их размерами и конфигурацией.

Общим принципом пространственного и композиционного решения размещения насаждений, является сочетание открытых участков с компактными группами деревьев и кустарников с размещаемыми дорожками и площадками. Это позволяет не только раскрыть декоративные качества, но и улучшить микроклимат территорий, создать хорошие условия аэрации и инсоляции.

При подборе ассортимента растений учитывают их декоративные качества, экологические свойства, физиономический облик.

При проектировании насаждений в сквере необходимо учитывать его месторасположение и функциональное назначение. Так, если проектируемый сквер находится в жилом микрорайоне и предназначен для продолжительного отдыха посетителей, то по его периметру необходимо устраивать плотную зелёную стену из деревьев и кустарников. Если сквер расположен перед административным зданием, то стрёх сторон устраивают зелёную стену из деревьев и кустарников, а перед зданием – только из низкорослого кустарника, чтобы не закрывать вид на фасад.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: