Профессиональная деятельность педагога ДО может быть реализована в рамках государственной образовательной политики, он изучает и использует нормативно - правовые основы должностного самоопределения, которые в России действуют в полном соответствии с документами международного значения, в частности с Декларацией и Конвенцией ООН о правах ребенка.
Педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном федеральном и региональном уровнях нормативно - правовые основания. Международный уровень нормативно - правовых основ педагогической деятельности представлен Конвенцией ООН о правах ребенка.
Конвенция - международный договор, соглашение, по какому - либо специальному вопросу.
Конвенция ООН занимает важное место среди документов гарантирующих права детей. Это мировой документ высочайшего класса. Это документ, обращенный не только в будущее, но и в настоящее, ибо дети - наш сегодняшний мир. Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, она призывает ратифицирующие её государства создать условия при которых дети могут принимать активное участие в социально - политической жизни. Конвенция ООН о правах ребенка - международный закон, имеющий высокое социально - нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества. Документ полагает утверждать в педагогике гуманно - демократические отношения, когда дети и взрослые равные субъекты социальной жизни.
|
|
Исходными являются следующие положения конвенции:
1. Несовершеннолетние имеют право на специальную охрану, заботу, защиту.
2. Вместе с тем они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними.
3. Семья рассматривается как основная ячейка общества, естественная среда для развития и благополучия детей.
4. Целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство традиции культурных ценностей.)
5. Должно проявиться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных условиях.
Для успешной реализации Конвенции необходимо усвоить 3 принципа осуществления:
- знание основных положений;
- понимание провозглашенных в ней прав;
- поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.
Конвенция лишь предлагает некие минимальные стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было ратифицировать Конвенцию создать национальные программы действий, подготовить собственную законодательную базу для ее реализации. К сожалению, в полном объеме позиции Конвенции ООН в нашей стране не реализуются.
|
|
Очередным этапом становления нормативно - правовой базы стало принятие закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ 1998года». Важным программным документами являются Президентские программы «Дети России», «Молодежь России».
Важное место в системе нормативных документов регламентирующих правовой статус и деятельность педагога ДО занимает Закон РФ «ОБ образовании» и Типовое положение об образовательном учении ДО. Закон является ведущим нормативным документом государственной политики в области образования, гарантом осуществления права ребенка на образование. Закон является важным документом в процессе регулирования отношения между образовательными учреждениями и органами исполнительной государственной власти, между отдельными образовательными учреждениями, между работниками образовательного учреждения и родителями при решении проблем осуществления прав ребенка на образование.
Более конкретно государственный заказ, права и обязанности субъектов образовательного процесса представлены в «Типовом положении об образовательном учреждении ДО детей», в соответствии создается Устав любого учреждения ДО. Педагог в своей работе так же опирается на гражданское, трудовое, жилищное право. Кроме основных федеральных законов и программ являются региональные законы.
Практические задания
Задание 1
Изучить Конвенцию «О правах ребенка» и выполнить следующие задания:
1) Рассмотреть репродукции картин русских художников А. Маковского «Свидание», Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» и определить, какие права ущемлены у детей, изображенных на картинах.
2) Вспомнить литературные произведения, посвященные судьбе бесправных детей.