УДК 657, 336.2, 51-7
ББК 65.05
Методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы направления подготовки (специальности) 38.03.01 «Экономика», направленность подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ «КФУ им. В.И. Вернадского», 2020. – 51 с.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой «Учёт, анализ и аудит»
(протокол № __ от «__» _________ 2020 г.)
Разработчики:
Сметанко А.В., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Учёт, анализ и аудит» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Еримизина М.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Учёт, анализ и аудит» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского»
Глушко Е. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Учёт, анализ и аудит» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского»
|
|
Натарова Е. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Учёт, анализ и аудит» Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского»
В методических рекомендациях рассмотрены особенности и основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам для обучающихся направления подготовки (специальности) 38.03.01 «Экономика», направленности подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».
В методических рекомендациях представлены рекомендуемые структура и содержание ВКР, описана методика выполнения работы, приведены правила оформления, порядок защиты и критерии оценивания.
УДК 657, 336.2, 51-7
ББК 65.05
© ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 5 |
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИКА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ | 10 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ | 13 |
3.1. Общие требования | 13 |
3.2. Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы | 13 |
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 18 |
4.1. Общие рекомендации | 18 |
4.2. Правила представления текстового материала | 19 |
4.3. Оформление таблиц, рисунков и формул | 22 |
4.4. Оформление ссылок | 25 |
4.5. Оформление приложений | 26 |
5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ И ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПУСКНОЙ ВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 27 |
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 29 |
7. ПОРЯДОК АПЕЛЛЯЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 32 |
Приложение А - Форма заявления обучающегося об утверждении темы выпускной квалификационной работы | 32 |
Приложение Б - Образец титульного листа ВКР | 33 |
Приложение В - Образец заполнения задания на выпускную квалификационную работу | 34 |
Приложение Г - Правила составления библиографического описания выпускной квалификационной работы | 36 |
Приложение Д - Образец отзыва научного руководителя на выпускную квалификационную работу | 39 |
Приложение Е - Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы | 41 |
Приложение Ж - Примерная тематика выпускных квалификационных работ направления подготовки 38.03.01 «Экономика» по профилю «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» | 44 |
Приложение И - Форма справки о проверке выпускной квалификационной работы в системе «Антиплагиат» | 45 |
Приложение К - Образец таблицы с основными финансово-экономическими показателями деятельности организации | 46 |
Приложение Л - Рекомендации к точности расчетных показателей в выпускной квалификационной работе | 51 |
Приложение М - Пример оформления аннотации к выпускной квалификационной работе | 52 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Государственная итоговая аттестация (далее ГИА) обучающихся бакалавриата направления подготовки (специальности) 38.03.01 «Экономика», направленности подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» призвана установить соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и включает защиту выпускной квалификационной работы (далее ВКР).
Настоящие методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы для обучающихся очной и заочной формы обучения разработаны согласно следующим нормативным документам:
− Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
− Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»;
− Приказ № 796 от 15.09.2017 г. «Об утверждении Положения об организации и осуществлении образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»;
− Приказ №363 от 25.04.2018 «Об утверждении Положения об образовательных стандартах, устанавливаемых ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»»;
− Приказ № 619 от 30.06.2016 г. «Об утверждении Положения об основной образовательной программе высшего образования»;
− Приказ Министерства образования и науки РФ № 1327 от 12.11.2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика».
Методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы: для обучающихся направления подготовки (специальности) 38.03.01 «Экономика», направленность подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» являются основным учебно-методическим документом для обучающихся, а также научных руководителей выпускной квалификационной работы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом освоения ОПОП ВО на соответствующих образовательно-квалификационных уровнях. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий оценки качества профессиональной подготовки обучающегося и эффективности реализации образовательной программы. ВКР по образовательной программе подготовки бакалавров представляет собой завершённое научное исследование по выбранной и утвержденной теме, проведенное лично обучающимся под руководством научного руководителя, содержащее элементы научной новизны и свидетельствующее об умении обучающегося работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал.
|
|
Целями выполнения выпускной квалификационной работы являются:
− систематизация и углубление теоретических знаний в профессиональной области, а также практических умений и навыков применения их при решении конкретных профессиональных задач;
− совершенствование и закрепление сформированных в процессе обучения умений и навыков научно-исследовательской работы, приобретение самостоятельного опыта научного исследования;
− овладение методикой исследования, обобщение и логически обоснованное, аргументированное описание полученных результатов и выявленных закономерностей, а также подготовка на их основе необходимых выводов.
В ходе выполнения и защиты ВКР обучающийся демонстрирует уровень владения общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, сформированными при освоении образовательной программы (см. таблицу 1):
Таблица 1.1 – Освоение компетенций в ходе проведения научных исследований
в рамках ВКР, оформления и защиты полученных результатов исследования
КОМПЕТЕНЦИИ | Освоение компетенции в ходе проведения научных исследований в рамках ВКР, оформления и защиты полученных результатов исследования | ||
Общекультурные компетенции | |||
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) | Мировоззренческая позиция обучающегося проявляется в критической оценке вклада отечественных и зарубежных ученых в исследуемую научную проблему, а также в выработке и обосновании собственного авторского мнения | ||
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); | Освоение компетенции подтверждается ретроспективным подходом к исследованию научной проблемы, систематизации исторических фактов и выделении отдельных этапов развития объекта исследования | ||
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) | Экономические знания обучающегося на микро- и макро-уровне проявляются в ходе написания как теоретической, так и практической части выпускной квалификационной работы. При этом исследуется специфика проявления научной проблемы в определенной сфере хозяйственной деятельности | ||
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК4) | Уровень освоения компетенции проявляется в грамотности написания и оформления ВКР, в использовании зарубежных источников в качестве информационной базы исследования, в ходе подготовки научного доклада для защиты ВКР перед ГИА, в ораторском искусстве обучающегося непосредственно в процессе защиты | ||
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5) | Компетенция реализуется в ходе коммуникации обучающегося с научным руководителем ВКР, с руководителем и специалистами субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, контролирующих органов) на материалах которых проводилось научное исследование | ||
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6) | Компетенция реализуется в ходе изучения и систематизации основных нормативно-правовых актов Российской Федерации и методических документов о бухгалтерском учёте, о налогах и сборах, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении в соответствии с выбранной темой научного исследования | ||
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | Проявляется в успешном и своевременном выполнении календарного плана научного исследования в рамках ВКР, в выработке способности к самообразованию, в трудовой и учебной дисциплине | ||
способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) | Освоение компетенции может быть косвенно подтверждено путем соблюдения обучающимся режима труда и отдыха, выделением перерывов в работе для физической активности | ||
способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) | Освоение компетенции проявляется при возникновении чрезвычайных условий учебной и научной деятельности (при карантине, переходе на дистанционную форму освоения учебного материала, дистанционной работы с научным руководителем и т.д.) | ||
Общепрофессиональные компетенции
| |||
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-1) | Уровень освоения компетенции подтверждается путем применения информационно-коммуникационных технологий при сборе и обработке массивов данных в ходе решения научной проблемы | ||
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2) | Компетенция реализуется в ходе использования, систематизации и анализа данных из различных информационных источников | ||
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3) | При обосновании методики проведения научного исследования обучающийся делает выбор того или иного научного инструментария, определяет его сильные и слабые стороны, возможные ограничения и допущения | ||
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4) | Освоение компетенции происходит в ходе выработки и обоснования управленческих решений, направленных на совершенствование системы учёта, отчётности, анализа или контроля в соответствии с темой ВКР | ||
Профессиональные компетенции | |||
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4) | Аналитическая часть выпускной квалификационной работы предполагает использование экономико-математических методов, построение эконометрических моделей и т.д. Полученные расчетные материалы обобщаются, систематизируются и служат основой для выводов и рекомендаций по теме исследования. | ||
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчётности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5) | При выполнении выпускной квалификационной работы вне зависимости от выбранной темы исследования в обязательном порядке дается организационно-экономическая характеристика субъекта хозяйствования, региона или бюджетной структуры, на материалах которых пишется ВКР. При этом в качестве основного информационного источника используется финансовая (бухгалтерская) отчётность организации или сводная аналитическая информация по региону или бюджету. | ||
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6) | Выводы и рекомендации к работе должны учитывать не только тенденции развития субъекта хозяйствования (микроуровень), но также влияние на объект исследования региональных и национальных особенностей, возможных мер государственного регулирования сферы учёта, анализа, контроля и аудита (мезо- и макроуровня) | ||
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчёт (ПК-7) | Компетенция реализуется в ходе выбора и систематизации информации для написания теоретико-методической главы выпускной квалификационной работы, а также подготовки аналитики по итогам работы с отчётными материалами, регистрами бухгалтерского (финансового) и налогового учёта, первичными учётными документами в соответствии с темой проводимого научного исследования. | ||
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8) | Освоение компетенции происходит путем использования компьютерных программ по работе с электронными таблицами, базами данных, специализированных программ по бухгалтерскому учёту, открытых интернет-источников информации, правовых баз и т.д. | ||
Способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учёт денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учёта организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14) | Важным структурным элементом ВКР является изучение практики организации бухгалтерского учёта в субъекте хозяйствования (или государственном контролирующем органе, бюджетной структуре), на материалах которых проводится научное исследование. Соответственно, при изучении организации бухгалтерского учёта в рамках данной компетенции рассматриваются Учётная политика субъекта, рабочий план счетов и т.д. | ||
Способность формировать бухгалтерские проводки по учёту источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15) | Анализ источников средств (в том числе финансовых обязательств) проводится в рамках организационно-экономической характеристики субъекта хозяйствования, выбранного в качестве базы изучения. Соответственно, бухгалтерские проводки по формированию источников средств и итогам их инвентаризации представляются в ВКР в случае, если это соответствует теме научного исследования. | ||
Способность оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов во внебюджетные фонды (ПК-16) | Уровень освоения компетенции подтверждается путем раскрытия в ВКР следующих вопросов: налогового режима, применяемого в субъекте хозяйствования, особенностей его учётной политики для целей налогообложения. В случае, если тема исследования связана с хозяйственными операциями или объектами, влияющими на величину налоговой базы по какому-либо налогу или сбору - следует изучить практику формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджет. | ||
Способность отражать на счетах бухгалтерского учёта результаты хозяйственной деятельности за отчётный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчётности, налоговые декларации (ПК-17) | Уровень освоения компетенции подтверждается умением исследователя выбрать и систематизировать необходимые данные бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчётности, навыками проведения анализа финансовых результатов и показателей эффективности хозяйственной деятельности. В случае, когда тема исследования не связана непосредственно с бухгалтерским учётом финрезультатов, освоение компетенции подтверждается ответами обучающегося на соответствующие вопросы членов комиссии в ходе государственной итоговой аттестации. | ||
Способность организовывать и осуществлять налоговый учёт и налоговое планирование организации (ПК-18) | Освоение компетенции происходит в ходе изучения налогового режима, применяемого субъектом хозяйствования (организацией, бюджетной структурой), избранной в качестве базы исследования, а также особенностей учётной политики для целей налогообложения. | ||
Профессиональные компетенции направленности (профиля) | |||
Способность выполнять аудиторское задание и оказывать прочие аудиторские услуги (ДПК-1) | Уровень освоения компетенции подтверждается качеством материала, представленного в структурной части ВКР, посвященной контролю (в т. ч. внутрихозяйственному), аудиту или услугам, связанным с аудиторской деятельностью. В случае, если выбранная тема исследования не связана непосредственно с контролем, аудитом и/или аудиторскими услугами, то освоение компетенции подтверждается посредством раскрытия организационно-методических аспектов внутреннего контроля (аудита) ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя). | ||
Способность анализировать и систематизировать информацию, отражающую экономические и социальные явления, оценивать и интерпретировать данные отчётности экономических субъектов (ДПК-2) | Компетенция реализуется посредством выбора и практической реализации аналитических методов исследования, а также расчета традиционных показателей, применяемых в экономическом и финансовом анализе. Независимо от избранной темы ВКР все обучающиеся дают организационно-экономическую характеристику субъекту хозяйствования (или государственному контролирующему органу, бюджетной структуре, на материалах которых проводится исследования). При этом основным источником информации служит финансовая, статистическая и иная отчётность субъектов хозяйствования. | ||
Способность использовать теоретические знания и практические навыки в области учёта и контроля в организациях различных форм собственности (ДПК-3) | При подготовке ВКР обучающий должен раскрыть особенности процесса учёта и осуществления внутреннего контроля (аудита) у субъекта хозяйствования с учётом выбранного объекта исследования и формой собственности экономического субъекта. | ||
Способность определять способы ведения бухгалтерского учёта и формировать учётную политику субъектов хозяйствования с учётом отраслевой специфики (ДПК-4) | Компетенция реализуется в ходе изучения и систематизации в материалах ВРК особенностей организации и ведения бухгалтерского учёта с учётом отраслевой специфики субъекта хозяйствования. | ||
Способность систематизировать, обобщать и интерпретировать учётно-аналитическую информацию для принятия управленческих решений (ДПК-5) | Компетенция реализуется в ходе подготовки проектов управленческих решений на основании данных системы бухгалтерского учёта, внутреннего контроля и учётно-аналитических данных субъекта хозяйствования. |
ВКР обучающихся направленности подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» является работой научного и практического содержания, в которой отражается ход и результаты исследования в рамках выбранной темы. Освещение материала должно соответствовать современному уровню развития науки, а полученные в такой работе результаты должны свидетельствовать о наличии у автора навыков научной и практической работы в выбранной отрасли. ВКР является самостоятельным научным исследованием, а ее научный уровень должен отвечать программе обучения бакалавров. Подготовка ВКР должна решать отдельные научные проблемы и подтверждать уровень владения ее автором основными приемами и методами учёта, анализа и аудита, основами научного поиска. Обучающийся при этом должен показать свой уровень профессиональной подготовки, навыки работы с экономической и нормативно-справочной литературой, умение применять современные компьютерные и информационные технологии в области учёта, анализа и аудита.
Положительно влияет на результаты оценивания выпускной квалификационной работы наличие справок о внедрении результатов исследования на примере конкретной организации (учреждения). Справка должна быть заверена печатью организации (или оформлена на фирменном бланке) и подписана ее руководителем. Справка о внедрении результатов исследования является рекомендованным сопроводительным документом к ВКР, подтверждающим практическую значимость обоснованных мероприятий, рекомендаций и предложений относительно базы исследования. Справка о внедрении должна обязательно содержать данные о факте и стадии внедрения предложений (использованы, внедрены, приняты к разработке, включены в производственную программу будущего периода и т.п.).
Работая над выпускной квалификационной работой, обучающийся должен усвоить навыки правильной постановки проблемы и обоснования ее актуальности, формулирования цели и задач исследования, построения логического плана с оптимальной структурой, работы с литературными источниками и статистической информацией, анализа и оценки различных аспектов деятельности субъектов хозяйствования, формирования и обоснования собственных выводов и предложений.
Успешная защита выпускной квалификационной работы является результатом освоения программы подготовки бакалавров направления подготовки 38.03.01 «Экономика», направленности подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», основанием для подтверждения соответствия уровня профессиональной подготовки обучающегося требованиям государственного образовательного стандарта, приобретения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций и присвоения ему степени бакалавра.