Методическое руководство

 по написанию Выпускной квалификационной работы

Финальная точка обучения студентов это написание диплома или выпускной квалификационной работы (ВКР). Это творческое глубокое исследование по теме, соответствующей специфике обучения.

Текст дипломной работы подразумевает конкретную структуру, правила, нормы. Писать ВКР студенту помогает научный руководитель, однако он бывает невнимателен к подопечному, тогда написание дипломной работы становится полностью ответственностью студента.

Писать ВКР необходимо согласно всех основных требований. Выбирая тему дипломной работы, ориентируйтесь на близкие вам вопросы, запас знаний по ним, возможности наработки практического материала. Помните, что текст проверяется на антиплагиат, поэтому важно понимать, о чем пишете, легко излагать материал, ориентироваться в статьях ученых, исследователей.

Продумайте план исследования: это облегчит написание диплома.
Нормальный объем ВКР — 60-80 листов, минимально допустимый порог — 50 страниц. Учитывайте, стремление написать «чем больше – тем лучше» — плохо.

Напоминаю, что при написании Дипломной работы введение является важной составной частью каждой дипломной работы. В нем представляется обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать). Оно включает следующие составляющие дипломной работы:
- актуальность темы дипломной работы;
- разработанность исследуемой темы;
- научная проблема;
- объект и предмет;
- цель;
- основные задачи;
- методы (способы) решения основных задач;
- элементы новизны;
- научная и практическая значимость исследуемой проблемы;
- структура дипломной работы;

- положения, выносимые на защиту.

   Актуальность темы – это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики социальной работы; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и пр. Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, то есть дается краткий обзор литературы по теме.
  В процессе анализа состояния исследованности темы дипломник приходит к формулированию основного противоречия. Сущность такого противоречия вытекает из выявления серьезного несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта.
Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему дипломной работы.
Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо социального явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной социальной проблемы; каковы наиболее оптимальные социальные условия эффективности деятельности специалиста по социальной работе в решении частной задачи?
В исследованиях встречаются факты, когда, сформулировав проблему, автор отмечает, что «решение этой проблемы и является целью дипломной работы». В определенной степени - это упрощенный подход, так как он скрывает четкое формулирование цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее наиболее существенную часть, а также определять наиболее оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях).
Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) ди­пломной работы.
 Объект дипломной работы – эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться.
Существует два принципиальных подхода в определении места раскрытия объекта и предмета дипломной работы в последовательности раскрытия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уровень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу дипломнику с учетом его возможностей и времени исследования;
б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы исследования и его содержание.
Предмет дипломной работы – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.
Цель дипломной работы – это то, чего хочет достичь дипломник своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке.
В зависимости от направленности дипломной работы целью может быть:
по историческим проблемам – охарактеризовать (дать целостную характеристику, раскрыть особенности) социальную кон­цепцию (конкретного ученого), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной работы; проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт определенного исторического периода по какому-либо направлению, определив его значение для развития социальной работы исследуемого периода или в целом социальной теории и практики;
по теоретическим проблемам – обосновать содержание, формы, методы и средства; разработать требования, критерии чего-либо; дать   обоснование чего-либо, например, технологий в работе по данной проблеме;
по прикладным проблемам – уточнить технологию формирования чего-либо; разработать методику реализации (применения) чего-либо и пр.;
по сравнительной работе – провести, сделать анализ теории (теорий), содержания, организационных форм и методов чего-то в таких-то направлениях, а также выявить возможности использования опыта в отечественной работе.
Основные задачи дипломной работы. На основе цели определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.
Задачи формулируются в виде перечисления:
изучить...,

описать...,
уточнить и дополнить понимание...,
выявить...,
систематизировать...,
разработать... и т.д.
Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач имеют большое значение. Они определяют содержание дипломной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до шести, в редких случаях больше. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – отдельные главы, основные параграфы дипломной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя.
Методы (способы) решения основных задач. Во введение предполагается определение основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, дос­тижение цели дипломной работы.
Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано дипломником.

Структура дипломной работы – содержание основных частей работы.

Основная цель дипломной работы это демонстрация способности студента логически мыслить, систематизировать, анализировать, а не излагать большие объемы информации, фактов.

Основная часть дипломной работы содержит главы, параграфы. Необходимо написать три раздела по 2-3 подраздела. Правильно, если объемы каждой части равны.

При написании ВКР самостоятельно помните: первая глава основной части — общетеоретические сведения по изучаемому вопросу, определения, взгляды, идеи, мнения ученых, предшественников. Вторая глава — анализ изучаемого вопроса, основанный на теоретических исследованиях, практических материалах. Третья глава дипломной работы — практическая: включает предложения, идеи, мнения, суждения выпускника.

Структура заключения дипломной работы
По объёму заключение обычно составляет 3 – 4 страницы. Как правило, оно несколько меньше введения, хотя их основные элементы соответствуют друг другу (упомянутые во введении гипотеза, цели, задачи находят своё отражение и в заключительной части диплома). Впрочем, если введение и заключение будут равны по объёму, ошибкой это не будет; главное, придерживаться принципов ёмкости и лаконичности, писать по делу.
Структура заключения должна быть следующей:
1. Вводная часть. Некоторые дипломники стартуют сразу с места в карьер: «В результате проведённого исследования мы подтвердили гипотезу о том, что…». Так вот, это как пример того, как не надо писать заключение к диплому. Посвятите несколько предложений вступительной части, введению в проблему, которой вы посвятили свой научный труд.
2. Основная часть заключения содержит выводы, результаты, итоги исследования. Вы должны отразить все пункты теоретической и практической части, дать ответы на вопросы, которые вами были поставлены во введении. Чтобы заключение было логичным и целостным, не скачите. Излагайте выводы последовательно, придерживаясь структуры основной части дипломной работы. Логично будет смотреться изложение выводов согласно задачам, поставленным во введении. Завершает основную часть заключения констатация того, что вами достигнута поставленная цель работы и доказана гипотеза.
3. Заключительная часть заключения (вот такая вот тавтология) посвящена подтверждению практической ценности вашей работы. Здесь нужно выдать свои бесценные рекомендации по совершенствованию объекта изучения, возможности внедрения в практику ваших наработок.
Чтобы заключение было красиво оформлено, нужно соблюсти определенную структуру содержания описания.
1. Вводная часть. Начинать составлять заключение дипломного проекта с вступительной фразы, состоящей из 3-х – 5-ти предложений в области теории. А уж затем можно излагать рекомендации и выводы. Вступительные фразы в любом разделе дипломного проекта являются обязательной составляющей и заключительный раздел – это не исключение.
2. В основном разделе заключения необходимо отобразить выводы, результаты исследований и итоги изучений. Здесь нужно отобразить теоретическую и практическую часть, ответить на вопросы, поставленные во вводной части. Все необходимо излагать последовательно, с соблюдением структуры описательной части дипломного проекта. В завершении данного раздела необходимо констатировать достижение желаемой цели проекта и доказать гипотезу. При этом, надо иметь ввиду, что любое научное исследование описывается с использованием научного стиля изложения, поэтому желательно использовать выражения «мы предлагаем», «нами разработано» и т.д.
Пример:
«В настоящее время законодательством РФ не определен список градостроительных сервитутов, из-за чего на практике возникают проблемы в данной области.
Важным пробелом, по нашему мнению, является отсутствие законодательства при заключении договоров на пользование недвижимостью. Сегодня используется аналогия закона в другой отрасли, что не прибавляет взаимопонимания в отношениях между сторонами. Предлагается включение в ГК РФ норм, регулирующих договорные положения о принятии публичного сервитута, благодаря чему упростилось бы практическое его использование. В исследовании изучен договор о принятии публичного сервитута (договорные условия, участники соглашения, предметы, форма документа, цели и др.). В прилагаемых материалах к ВКР, нами предложены примеры образцов соглашений на право ограниченного использования чужого объекта недвижимости».
3. В конце заключения необходимо доказать практическую ценность проекта, предложить рекомендации по использованию и практическому внедрению предлагаемых разработок.
Описание заключения к дипломному проекту должно быть кратким, ёмким и обстоятельным. Для высокой оценки работы необходимо обобщить выводы, а текст при этом должен быть целостным, с описанием общего заключения по всей работе, связывая вместе теорию и практику.

При выполнении дипломных работ у многих отсутствуют ссылки или сноски на источники. Надеюсь, Вы помните, что сноски бывают подстрочные (то есть внизу страницы работы, причем на той странице, где размещается цитата или фраза), и внутристрочные. Последние обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке литературы) и номер страницы, с которой Вы взяли цитату или фразу, например: [5, с. 12]. Каждый из этих видов сносок оформляется по-своему.

Вариант 1. Подстрочные все, наверное, видели, как выглядят в готовом варианте подстрочные сноски. Возле последнего слова в цитате перед кавычками стоит маленькая циферка (к примеру, 1). Дальше, в самом конце этого листа под строчкой малыми буквами будет дано полное разъяснение, из какого именно источника взята цитата (Ф.И.О. автора, название книги, издательство, год), а также указан номер (или номера) страницы.
Стоит помнить о том, что сноски в курсовой работе ставятся только тогда, когда цитата полностью взята из источника дословно. Если же она написана в свободном цитировании, однако суть слов все равно заимствована, оформление сносок в таком варианте будет уже несколько иным. Нужно будет перед указанием источника написать следующую фразу: «См. об этом». Т.е. автор указывает на то, что более детальную информацию об этом можно найти в определенном источнике. Пример: «См. об этом: Тепман Л.Н Оценка недвижимости М.2005. с. 19». Аналогичным образом будут оформлены несколько ссылок, из которых таким же образом взята и интерпретирована информация, представленная в курсовой работе. Подаваться они будут после этой же фразы, однострочно, через точку с запятой.
Вариант 2. Внутристрочные Итак, разбираем далее оформление сносок в курсовой работе. Выше было сказано, что существует два варианта. Стоит сказать о том, что отобразить внутристрочные сноски гораздо проще, нежели подстрочные, ведь для этого не нужно использовать никаких дополнительных функций, все делается вручную. Необходимо только знать, что они обязательно должны размещаться в квадратных скобках сразу же после того, как написана цитата (перед точкой в конце строки). Тут важно помнить два нюанса:
1. Сначала следует номер источника, из которого взята цитата (согласно списку литературы), после цифры ставится точка с запятой.
2. Далее нужно указать страницы. Согласно требованиям, перед цифрой может идти обозначение «с.», а может и нет. Если цитата написана на нескольких страницах, это также нужно указать. как оформлять сноски в курсовой.
Примеры внутристрочных ссылок Очень важно также привести примеры сносок в курсовой работе. Итак, как они могут выглядеть: 1. [12; с.22]; 2. [12; 22]; 3. [12; с. 22-23]; 4. [12; 22-23]. -
Особые правила Прочитав всю вышенаписанную информацию, стоит помнить несколько простых, однако важных правил, как сделать сноски в курсовой:
1. При оформлении сносок нужно учитывать характер цитирования (полное заимствование текста или его интерпретация).
2. Делая подстрочные сноски, важно помнить правила оформления литературы: для статьи, монографии и первоисточника они несколько различаются.
3. Подстрочные сноски легче изменить (ведь они проставлены автоматически), нежели внутристрочные.

Защитная речь не длиннее 10-15 минут. Стандартная структура речи
Речь для защиты должна начинаться со вступительного слова, в котором вы обращаетесь к преподавателям, составляющим комиссию. Стандартная фраза, используемая в этом случае, звучит подобным образом: «Уважаемая комиссия…» и так далее. Дальше указывается тема вашего дипломного проекта, а также то, что подверглось исследованию в вашем дипломном проекте или работе. Затем стоит уделить внимание тематике вашего дипломного проекта, в частности, ее актуальности. Далее можно следовать согласно вашему введению: рассказать о том, какие задачи ставились перед вами, какими методами вы решили выполнить исследование, а также рассказать немного о самом объекте изучения. Если перед вами стоял выбор, каким методом выполнять вашу работу, вы должны указать, почему выбрали именно это, а также его преимущества и недостатки.

Далее, за вступительным словом идет описание вашей работы. Оно должно полностью отражать то, над чем вы работали. Чем точнее вам удастся отразить тему основной части диплома, тем меньше будет вопросов у вашей приемной комиссии. Если боитесь, что не сможете запомнить тезисы вашей основной части, постарайтесь сделать презентацию так, чтобы плакаты были наводящими. Не стоит углубляться дебри подробностей, ваши тезисы должны быть ёмкими и краткими. В своей речи используйте уточняющие выражения, которые заставят комиссию обратить внимание на плакат с диаграммой, таблицей, и любой другой графической информацией. Данные фразы звучат подобным образом: «На этом графике вы можете видеть…», «Согласно этой таблице…», «Если Вы обратите внимание на данную схему, то…» и тому подобное.

Заключительная часть доклада обязательно должна базироваться на выводе из дипломной работы. В ней должны быть указаны такие аспекты работы, как, к примеру, практическое применение ваших разработок, выводы из расчетов, а также то, что получилось в результате исследования.

В конце защитной речи вы обязательно должны поблагодарить всех членов комиссии за внимание. После прочтения речи обычно следуют дополнительные вопросы, касающиеся тематики вашей дипломной работы. Однако, не смотря на эту подробную инструкцию, многие студенты испытывают затруднения с написанием защитной речи по дипломной работе. Хоть с первого взгляда она и кажется довольно простой, грамотно выделить все нужные тезисы из большого объема дипломной работы может только специалист с большим опытом в своей дисциплине. Обыкновенный студент может упустить нечто важное, что существенно изменит картину его выступления. Поэтому всегда консультируйтесь со своим руководителем.
И последнее ваша речь должна полностью совпадать с подготовленной презентацией. Слайдов не более 15 – 20. Первый слайд- название ВКР, второй слайд – цели, задачи методы решения поставленных задач ВКР. Далее это основные моменты из вашей речи. Слайды должны быть не перегружены текстом, рисунки по тематике, таблицы читаемы. Если длинная таблица попробуйте выбрать из неё только главное, на что следует обратить внимание. Хорошо и выигрышно смотрятся слайды с диаграммами и схемами, это упростит вам написание текста на слайде и наглядно привлекает внимание комиссии. Предпоследним слайд с выводами и предложениями из вашего заключения. Кратко, только констатация основных положений.

Последний слайд - надпись» СПАСИБО за ВНИМАНИЕ»

 






























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: