Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

Ø Вопросы выявления знаний об окружающей действительности.

1. Зарисовка объекта

(пусть А — условное обозначение предложенного объекта). «Нарисуй А». В процессе зарисовки ребенок подготавливается к последующему изложению знаний о данном объекте. Так, при зарисовке какого-либо животного ребенок должен мысленно представить относительные его размеры, особенности строения: туловища, головы, длину шеи, хвоста и т. д.

 

2. Ветвление словесного обозначения объекта.

Экспериментатор указывает на рисунок и задает вопросы: «Кто (что) это?» или «Подпиши рисунок». Этим заданием проверяется, правильно ли ребенок понял, что требовалось нарисовать. Кроме того, можно получить представление о том, имеет ли ребенок в своем словарном запасе это слово и какие ошибки он допускает при его воспроизведении.

 

3. Самостоятельное изложение знаний о предложенном объекте.

Задаются вопросы: «Расскажи, что ты знаешь об А» или «Расскажи об А». Предполагается, что ребенок самостоятельно, без помощи со стороны педагога и без наводящих вопросов будет излагать свои знания.

 

4. Выявление знаний с помощью дополнительных вопросов.

На этом этапе обследования затрагиваются только вопросы, не освещенные при самостоятельном изложении. Причем по каждому вопросу сначала изучаются знания посредством вербального общения, а затем при необходимости обследование продолжается с помощью невербальных тестов.

По своему назначению вопросы можно разделить на три группы.

· Вопросы, выясняющие знание места заданного объекта в природе и обществе. Эта группа вопросов должна раскрыть знание сути объекта, отношение последнего к другим объектам природы и общества.

· Вопросы, выясняющие знание состава, особенностей и предназначения структурных компонентов заданных объектов. Задаются вопросы типа: «Назови части тела», «Из каких частей состоит А», а также «Для чего нужны рога (хобот, клыки)» и т. д.

· Вопросы, выясняющие знание признаков как объекта в целом, так и его частей. Изучается наличие у детей представлений о признаках объектов окружающего мира: цвете, величине, а также, возможно, о форме, запахе, вкусе и т. д.

5. Отбор изображения заданного объекта по его названию.

Предлагается выбрать по названию из набора картинок изображение того или иного объекта. В этом наборе не должны быть представлены объекты, которые еще предстоит предъявить. Описанная система заданий и вопросов исходит из словесного обозначения объекта.

 

Ø Выявление математических представлений.

Количество и счет.

Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

· Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.

· Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов? Квадратов?

 

Порядковый счет.

Материал для обследования: набор цифр, карточка к заданию «Винни-Пух».

· Выявить умение использования порядкового счета в пределах 5.

· «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Винни-Пух?»

· «Какая цифра стоит на третьем месте в числовом ряду?..»

 

Величина.

Материал для обследования: полоски разной длины (4-5), полоски разной ширины (4-5), изображение дерева (выс. – низ.), карандаши разной толщины, картинки ко второму заданию.

· «Найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой (маленький) гриб».

· Покажи на рисунке: самый широкий шарф, самый узкий; покажи яблоко, которое белочка сможет занести в дупло.

 

Геометрические фигуры.

Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.

· «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».

· Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга..?

· Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг.

Формы.

Материал для обследования: геометрические фигуры.

· Наиди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)

· Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

 

Ориентировка во времени.

Материал для обследования: картинки на части суток с природными явлениями и деятельностью людей, картинка к заданию «Что раньше?»

 

· «Что сначала, что потом». (Ребенку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени).

· Беседа «Вчера, сегодня, завтра».

· «Покажи по картинке»: «Что раньше? Что потом?»

Ориентировка в пространстве.

Материал для обследования: игрушка, картинка к заданию №3.

· «Что где? (Ребенку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа).

· «Пойдешь - найдешь» (ребенку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например, «Сделай два шага вперед, повернись налево, сделай три шага вперед, повернись направо. Что ты нашел?)

· Правильное использование предлогов «над», «под»; слева, справа.

 

Знание цифрового материала.

Материал для обследования: цифры от 1 до 5, карточки с разным количеством рисунков, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.

· «Расставь цифры на свои места» (ребенок должен цифры от 1 до 5 расставить в ряд).

· Соответствие количества предметов и цифры. Предложите ребенку к каждой карточке с определенным количеством предметов подобрать нужную цифру.

· Предложить ребенку достать из мешочка нужное количество игрушек, соответствующее указанной цифре.

 

Ориентировка на листе бумаги.

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

· «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: