double arrow

Методы литературного развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Читая детям художественные произведения во время НОД по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства, такие как:
- словесный - чтение произведений;
- вопросы к детям по содержанию произведений;
- пересказ произведения;
- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. ;
- выразительное чтение художественной литературы;
- беседа по произведению;
- прослушивание аудиозаписи;
- практический, наглядный - игры-драматизации;
- игровой - дидактические игры;
- словесный - театрализованные игры;
- элементы инсценировки;
- наглядный - показ иллюстраций;
-элементы инсценировки;
- движение пальцами, руками;
- показ схемы;
- составление алгоритма;
- просмотр видеофильмов;
- оформление выставки, книжного уголка.

Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.




 

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи



(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.).

В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».

 

«Ознакомление детей дошкольного возраста с разными жанрами детской литературы» с учётом возрастных особенностей детей на основе изучения основной образовательной программы дошкольного образования

Первая группа раннего возраста Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Как у нашего кота...». Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского). Произведения поэтов и писателей России. Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»). Проза. В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»).
Вторая группа раннего возраста Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…».Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова. Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина. Произведения поэтов и писателей России Поэзия В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…». Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.
Младшая группа Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…». Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого. Фольклор народов мира Песенки. «Кораблик», «Храбрецы». Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза». Произведения поэтов и писателей России Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик». Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима. Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской. Произведения для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…».
Средняя группа Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…». Сказки. «Про Иванушку-дурачка». Фольклор народов мира Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус. Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок). Проза. В. Вересаев. «Братишка». Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко». Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой. Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера. Произведения для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...».
Старшая группа Русский фольклор Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…». Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы. Фольклор народов мира Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева. Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. И. Бунин. «Первый снег». Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы). Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы). Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака. Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги). Произведения для заучивания наизусть «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья». Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки». Дополнительная литература Русские народные сказки. «Никита Кожемяка». Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы. Проза. Б. Житков. «Белый домик». Поэзия. Я. Аким. «Жадина». Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы).
Подготовительная к школе группа Русский фольклор Песенки. «Лиса рожью шла…». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…». Прибаутки. «Братцы, братцы!..». Небылицы. «Богат Ермошка». Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок). Фольклор народов мира Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака. Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе. Произведения поэтов и писателей России Поэзия. М. Волошин. «Осенью». Проза. А. Куприн. «Слон». Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой. Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка». Произведения для заучивания наизусть Я. Аким. «Апрель». Для чтения в лицах К. Аксаков. «Лизочек». Дополнительная литература Сказки. «Белая уточка». Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. Песенка. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко». Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

 



 

(ЭТО Я ЕЩЕ НАШЛА, ДЛЯ ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ПРОСТО





















ТАК, ДЛЯ ЧТЕНИЯ)

 

Л.М. Гурович и О.В. Акулова выделяют следующие методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

· Чтение по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

· рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

· прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют стихотворные и прозаические произведения, участвуют в постановках;

· беседа после чтения, способствующая более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному; чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями, дающее возможность пофантазировать о том, что будет дальше;

· беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги, рассказать о деятельности писателя и художника-иллюстратора, художника-оформителя, о процессе изготовления и печатания книг, о правилах обращения с книгами;

· проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

· вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематика которых зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов; тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов.

Не менее важными методами литературного развития детей можно считать следующие:

· заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов, небольших по объему, требующие от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой передачи мыслей, чувств автора;

· самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;

· самостоятельная художественно-речевая деятельность (сочинение собственных стихотворений, рассказов, сказок под влиянием прочитанных произведений







Сейчас читают про: