II. Антикризисные меры

I. Введение

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку инфекции COVID-19 пандемией по причине угрозы, которая приобрела планетарный характер.

Для преодоления кризиса, который затронул здравоохранение, экономику и социальную сферу, необходимо участие всех слоев общества. В силу того, что для разработки вакцины требуется не менее года, влияние пандемии будет затяжным, и в ближайший год или полтора можно с высокой степенью вероятности ожидать от нее периодических всплесков. Настало время для неотложных и коллективных действий.

Кризис, вызванный пандемией, оказывает беспрецедентное влияние на все стороны экономической жизни. Для его преодоления необходимы радикально иные меры, чем в прежние кризисы. Так, пандемия негативно скажется на экономике, поскольку прямые меры, принимаемые государством во многих странах, включая нашу (ОР: указать информацию о стране) и решения бизнеса о закрытии предприятий в целях сдерживания размаха распространения вируса, приводят к ограничению экономической активности. Возникает опасность массовых сокращений рабочих мест в течение ближайших недель и месяцев. Многие из тех, кто потеряет свой заработок, окажутся в секторах экономики с меньшей оплатой труда и в числе самозанятых. Для того, чтобы сохранить рабочие места, защитить доход работников, снизить финансовые потери и приблизить подъем экономики, необходимы серьезные согласованные меры.

Страна должна проявить ответственность, солидарность и работоспособность в деле преодоления текущего кризиса посредством защиты всех пострадавших от него граждан, работников и предприятий. В этой кризисной ситуации следует всемерно содействовать повышению запаса прочности работников, предприятий, отраслей и коммунальных служб с тем, чтобы они были в состоянии восстановить работу после его окончания.

II. Антикризисные меры

[ОР] обращается к правительству страны с просьбой создать национальный комитет с участием представителей частного сектора и других заинтересованных сторон, таких как профсоюзы, учреждения образования и науки, общественные организации, а также компетентные ведомства для преодоления социальных и экономических последствий пандемии COVID-19. По мнению [указать наименование ОР], экономический и социальный кризис, вызванный пандемией, можно преодолеть путем взаимодействия государства с организациями работников и работодателей для поиска способов снизить негативное влияние пандемии.

**ОР следует выбрать из ниже приведенного перечня меры, наиболее соответствующие сложившейся ситуации


Меры поддержки здравоохранения:

u Не допускать введения запретов и экспортных ограничений, в частности, в отношении экспорта (импорта) медицинской техники и лекарственных средств.

u Предприятия могут предоставлять тем своим работникам, которые участвуют в медицинской помощи (например, в качестве волонтеров, совместителей), отпуск и другие льготы для обеспечения работы критически важных медицинских служб.

u В период ограничения передвижения населения нужны меры по обеспечению доставки на работу критически важного персонала, в частности, работающего в сфере здравоохранения, а также других приоритетных секторах.

u Предприятия могут оказать поддержку и содействие принимаемым государством мерам в сфере здравоохранения, например, путем контроля соблюдения работниками, продолжающими работать мер социального дистанцирования.

Меры поддержки работников:

u При оказании жизненно важных услуг и обеспечении работы системы поставок предприятиям необходимо обеспечить соблюдение мер социального дистанцирования во избежание излишней концентрации людей; [наименование ОР] будет направлять предприятиям и их работникам информацию о мерах предосторожности с тем, чтобы предприятия осознавали и снижали свои риски. Эти меры включают в себя: усиление санитарных процедур, например, чистка твердых поверхностей в местах общего пользования; отмена пунктов самообслуживания в столовых; увеличение наличия антисептиков для обработки рук и сокращение количества стульев в местах общего пользования в целях социального дистанцирования.

u В период закрытия учебных заведений государство должно принять адекватные меры помощи, в частности, семьям и работникам с семейными обязанностями с тем, чтобы снизить экономическое бремя текущего кризиса.

u Правительству следует принять меры финансовой помощи работодателям с тем, чтобы они могли ввести (продлить) оплачиваемый отпуск по болезни и обеспечить своим работникам право на пособия по безработице.

u Правительству следует рассмотреть возможность для выделения грантов на пополнение текущего оборота наличных средств и обеспечение оперативных выплат.

u Введение дополнительных субсидий на заработную плату и мер социального обеспечения может обеспечить всем работникам, пострадавшим от кризиса, базовый доход, и правительству следует рассмотреть такую возможность.

u Для финансирования некоторых из этих мер помощи под низкий процент можно использовать национальные фонды. При этом для поддержки указанных мер можно создать особые национальные «чрезвычайные фонды», формируемые за счет средств доноров, филантропов, организаций частного сектора и граждан.

Меры поддержки предприятий:

Чтобы не допустить массовых увольнений и сохранить работающие предприятия, нужны меры государственной помощи уязвимым предприятиям. Правительству необходимо обеспечить получение финансовой помощи предприятиями, в частности МСП, и всеми работниками, включая самозанятых. Нужно сделать все для поддержки экономической инфраструктуры нашей страны, сохранения рабочих мест и обеспечения работы предприятий. На это необходимо выделить адекватный объем средств, одновременно обеспечив наличие точной и регулярной информации о механизме (механизмах) их перераспределения. [НАИМЕНОВАНИЕ ОР] предлагает следующие меры в этой связи:

u Правительству следует расширить меры поддержки ликвидности, а также льготы по уплате обязательных платежей, осуществляемые с помощью налоговых органов (и при необходимости органов местного самоуправления) и продолжить регулировать меры помощи, которые в кризисный период могут способствовать сохранению максимально возможного числа предприятий.

u Правительству предлагается ввести для предприятий определенного размера, пострадавших от пандемии COVID-19 (в зависимости от отрасли и (или) степени падения доходов), программу кредитов под нулевой процент.

u Правительству предлагается выделять предприятиям прямые гранты в целях частичной компенсации затрат на оплату труда или потерь прибыли.

u Налоговым органам нужно предоставить льготы пострадавшим предприятиям для решения проблем кассового дефицита.

u Для того, чтобы освободить средства на оплату обязательных платежей, следует рассмотреть вопрос об отсрочке уплаты налогов в течение нескольких месяцев (регулируемой с учетом динамики ситуации).

u Предприятиям, пытающимся преодолеть кризис, необходимо дать возможность отправлять работников во временный отпуск без содержания до окончания пандемии.

u Запланированные переговоры о МРОТ следует отложить до окончания кризиса.

Меры поддержки пострадавших секторов:

Катастрофическое падение спроса и дохода предприятий, имеющих прямой физический контакт с клиентами, гостиниц и ресторанов в ближайшие недели затронет также другие секторы. 

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] окажет помощь этим секторам путем создания платформ по обмену опытом и форумов для разработки мер, учитывающих отраслевую специфику. В частности, мы поддержим взаимодействие предприятий с регулирующими органами на отраслевом уровне с тем, чтобы они могли сообщать о проблемах (трудностях) своей отрасли. В этой связи целесообразно изучить вопрос о разработке отраслевых пакетов мер стимулирования для наиболее пострадавших предприятий.

(ОР: указать относящуюся к делу информацию отраслевого характера)

Меры поддержки систем поставок:

В нынешнем периоде неопределенности и беспрецедентных перебоев в экономической деятельности предприятиям может быть непросто получать жизненно важное сырье, осуществлять поставки продукции, а также осуществлять связь с ключевыми рынками. Между тем поставки важнейших товаров – продовольственных продуктов, кормов для скота, основных лекарств, средств защиты – должны продолжаться.

Основные проблемы, затронувшие системы поставок, включают следующее:

u Доступность сырья соответствующей стоимости и качества.

u Доступность рынков – возможность потерь скоропортящейся продукции во время перевозки по причине удлинения срока доставки ​

u Дефицит оборотных средств в связи с увеличением срока получения.​

u Потеря рынка – например, экспортного по причине изменений в логистике или экспортозамещения. ​

u Резкое увеличение импорта, вызванное необходимостью удовлетворить спрос (в некоторых товарных категориях).

u Дефицит бюджета вследствие влияния затяжного простоя.​

u Снижение производительности труда во всей системе поставок в силу ухудшения состояния работников (как физического, так и психологического).

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] настаивает на необходимости обеспечить бесперебойные поставки жизненно важных средств для борьбы с коронавирусом COVID-19. Для этого рекомендуется принять следующие меры:

u Помочь правительству в определении единого перечня поставщиков и импортеров, а также в сборе важнейших сведений об объеме производственных мощностей, возможности их наращивать и имеющихся ограничениях.

u Оказать содействие в выпуске жизненно важной медицинской продукции.

u Оказать финансовую помощь в финансировании торговых операций в целях импорта важнейшей медицинской продукции.

u Обеспечить бесперебойные поставки важнейших коммунальных услуг, таких как электроэнергия и вода.

u Проработать с правительством вопрос о том, чтобы принимаемые им экстренные меры не вызывали перебои в системах поставок важнейших товаров (например, продуктов питания или лекарств). 

Меры поддержки восстановления экономики:

Правительству следует объявить о своем намерении ввести в действие масштабный пакет мер налогового и кредитно-денежного стимулирования (на основе взаимодействия с национальными партнерами и донорами). Это поможет преодолеть часть панических настроений, охвативших все слои экономики и общества в нашей стране. Объявление о намерении осуществить дальнейшие меры стимулирования в период кризиса в целях поддержки восстановления спроса в будущем поможет сохранить многие предприятия и рабочие места. Для подъема нашей пострадавшей экономики, скорее всего, потребуется пакет мер налогово-бюджетного стимулирования, утвержденный рядом международных организаций. Сейчас мы призываем правительство:

u Разработать меры стимулирования с целью их ввода в действие после того, как эпидемиологическая ситуация в стране улучшится.

u Запланировать комплекс мер налогового стимулирования с тем, чтоб обеспечить возврат к докризисному уровню (т.е. ускоренное восстановление экономики после резкого ухудшения ее состояния).

u Нарастить программы государственных инвестиций в строительство жилья и других объектов инфраструктуры, требующих привлечения значительных трудовых ресурсов.

Меры поддержки неформальной экономики:

Предприятия неформальной экономики, как и любые другие предприятия, теряют своих покупателей из-за пандемии. Покупатели стали избегать мест скоплений людей, а в условиях неформальных рынков обеспечить социальное дистанцирование трудно. Такая же ситуация наблюдается в других секторах неформальной экономики – на транспорте, в автомастерских и металлообрабатывающих цехах – где трудно соблюдать требование о мытье рук мылом с водой.

Если не оказать экономическую поддержку неформальным малым предприятиям, это вызовет негативную цепную реакцию в виде ухудшения положения малоимущих. Любые предложения, связанные с государственной помощью, налоговыми льготами, новыми кредитными линиями или грантами для предприятий, ограничиваются формальной экономикой и формальными работниками. Ни одно из них не достигает неформальной экономики. Меры экономической помощи со стороны государства должны учитывать неформальную экономику, в которой потери рабочих мест и дохода, скорее всего, будут высоки, а социальная защита не существует ни в какой форме. Поэтому нужно усилить действующие в стране системы социальной помощи с тем, чтобы ее получили наиболее нуждающиеся. Это непосредственно служит решению проблемы назревающего кризиса, связанного с обнищанием малоимущих слоев населения, и благотворно скажется на экономике в целом.

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] считает жизненно важным в период кризиса выделить помощь неформальной экономике. Эти меры важны еще и в силу той важной роли, которую она может сыграть в период самоизоляции.

u В силу контактов многих неформальных работников с большим числом людей их необходимо обеспечить антисептиками, масками и другими средствами защиты себя и других.

u Рынки и другие секторы неформальной экономики нужно обеспечить водой.

u Следует рассмотреть вопрос адресной помощи тем работникам неформальной экономики, кто не получает социальные гранты ни в какой форме, установив особый грант для удовлетворения нужд наиболее уязвимых слоев. Этот стимул также будет способствовать оживлению экономики в целом. Разработка таких грантов дает широкие возможности для новаторства, позволяя оптимизировать экономический эффект на местах. Так, применение технологии «блокчейн» в условиях мобильных платформ позволит обойтись без дорогостоящих банковских услуг при обеспечении высокого уровня безопасности, тогда как использование мобильных кошельков позволит отслеживать мобильные транзакции и получать огромный объем пространственных экономических данных.

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] выступает за создание особого национального фонда для уязвимого населения, формируемого за счет взносов доноров, филантропов, организаций частного сектора и граждан для поддержки вышеуказанных мер.

III. Меры, принимаемые [наименование ОР]

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] проведет оценку потребностей своих членов для того, чтобы определить, каково влияние пандемии на предприятия и их работников. Эти сведения помогут уточнить состав антикризисных мер, принимаемых на национальном уровне.

u В период кризиса мы будем работать в тесном контакте с правительством для обмена уточненной информацией по мере его нарастания. Крайне важно противодействовать дезинформации и паническим настроениям и не допускать нарастания социального напряжения.

u Мы будет взаимодействовать с банками и другими финансовыми организациями для определения целесообразных мер, таких как льготные кредиты для МСП, введение моратория по обслуживанию долга и другие механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.

u Мы предлагаем создать механизм для решения проблем выплаты компенсаций в связи с невыполнением контрактов в силу таких причин, как невозможность осуществлять экспортные поставки из-за дефицита сырья.

u Что касается коммерческого лизинга, то собственникам необходимо ослабить его условия для заемщиков, а мы в этих целях разработаем порядок проведения консультаций.

u Мы введем в действие консультативный механизм для более тесного сотрудничества и взаимодействия между государственной и частной системой здравоохранения.

u Мы проведем работу со своими членами для определения важнейших категорий государственных служб, которые будут работать в условиях высокой нагрузки в предстоящие месяцы, и возможных мер помощи со стороны частного сектора. 

Главный вопрос подготовки к предстоящим неделям и месяцам состоит в том, чтобы у предприятий были эффективные планы обеспечения непрерывной деятельности (ПОНД). В ближайшее время мы проведем работу со своими членами для оказания им помощи в разработке ПОНД.


IV. Порядок работы

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] будет полноценно работать в течение пандемии, продолжая оказывать своим членам жизненно важные для них услуги. Несмотря на то, что новая реальность ставит перед нами проблемы, к которым мы приспосабливаемся (например, социальное дистанцирование, ограничения свободы передвижения, работа на дому, перенос сроков или отмена совещаний), в своей повседневной работе мы применяем стратегию обеспечения непрерывной деятельности, что позволяет нам защитить свои кадры и выполнять ту роль, которая отводится всем нам в предотвращении заражения вирусом своих близких, друзей и окружающих.

Сфера политики: Пандемия COVID-19 оказывает серьезное влияние на все сферы политики, в которых [НАИМЕНОВАНИЕ ОР] осуществляет свою деятельность. Но наша главная задача остается прежней – оптимальное взаимодействие с партнерами по бизнесу и органами власти для принятия решений в интересах бизнеса. Мы будем по-прежнему в полном объеме информировать вас и делать все возможное для защиты ваших интересов, а наши сотрудники будут продолжать следить и информировать вас обо всех принимаемых мерах или других событиях, затрагивающих интересы делового сообщества.

Образовательные услуги: Все учебные модули, которые мы предлагаем, теперь предусматривают протоколы социального дистанцирования. Антисептики и другие средства защиты имеются в наличии. Мы считаем, что наши учебные программы не несут никакой опасности. На случай, если кризис затянется, рассматривается вопрос о переносе части образовательных услуг на виртуальную платформу и организации дистанционного обучения.

Коммуникация: Для того, чтобы доводить до вас информацию о том, каким образом мы продолжаем активно представлять ваши интересы перед органами власти, мы будем рассылать свой еженедельный электронный вестник (или пользоваться другим способом регулярной связи). На нашем сайте также есть специальный раздел, посвященный пандемии COVID-19, где, в частности, будут отражаться инициативы, принимаемые членами [НАИМЕНОВАНИЕ ОР]. Этот раздел уже действует и будет обновляться ежедневно.




****

[НАИМЕНОВАНИЕ ОР] считает, что все меры нужно подвергать регулярной оценке с тем, чтобы определить их целесообразность и достаточность. Наша страна переживает сильнейший и беспрецедентный по своему размаху кризис, затрагивающий всех нас. В этой связи мы должны сейчас сделать все возможное для сохранения экономической инфраструктуры и социальной гармонии в нашей стране.

КОНЕЦ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: