Русская культура XVIIвека

Важная особенность развития русской культуры на пороге Нового времени – обмирщение всех ее направлений, отхождение от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Развитие экономики, торговли, мануфактур требовало повышения уровня образованности. В XVIIвеке в Москве открылась первая книжная лавка, к концу столетия в России были напечатаны 483 книги (в предыдущем столетии – только 18 книг). Появилась и учебная литература – букварь Василия Бурцева (1634) и «Грамматика» МелентияСмотрицкого. Была издана и первая таблица умножения – «Считаниеудобное» (1687). Первый учебник по русской истории – «Синопсис» вышел в свет в 1674 году. При царском дворе издавалась первая русская рукописная газета – «Куранты». В 1687 году появилось высшее учебное заведение России – «Славяно-греко-латинская академия».

Появились новые жанры светской литературы – драматургия и поэзия, созданные Симеоном Полоцким (1629–1680). Основоположником биографического жанра в литературе признают Аввакума (ок. 1621–1682), автора «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». В русской иконописи видное место занимает Симон Ушаков. Он также считается основным родоначальником русского светского изобразительного искусства. В XVIIвеке в России появляется светский портрет – парсуна.

ЛЕКЦИЯ 8. ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Причины и предпосылки петровских реформ

Считается, что к концуXVII века созрела объективная необходимость масштабных преобразований всех сфер жизни российского общества. Необходимость реформ осознавалась такими выдающимися государственными деятелями Московского царства как Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын. Первые новшества (попытка строительства флота нового типа, полков «иноземного строя», технические новшества в быту, например, очки и часы) появились при Алексее Михайловиче. Реформы, предвосхитившие преобразования Петра, проводил и Федор Алексеевич.

По существу, к началу правления Петра Россия уже представляла собой многонациональное государство имперского типа, но его политические институты, восходившие еще к XV веку (Боярская Дума, Земские соборы) в новых условиях оказались недостаточно эффективными.Промышленность только начинала развиваться. В России отсутствовала регулярная армия европейского типа, флот находился в зачаточном состоянии. Потребность в радикальном реформировании жизни страны имела серьезную идеологическую подоплеку. Представители западноевропейской рационалистической философии эпохи Просвещения заложили основы теории «регулярного государства», в котором жизнь подчинялась строгой и детальной регламентации, а все население трудилось на осуществление «общего блага», обеспечивающего процветание страны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: